Особенно интересной в советское время была специальная техника, особенно, если эта техника имела отношение к космической программе СССР.
Первым специальным транспортом, который был разработан для обслуживания космонавтов стал автомобиль ПЭУ-1 – поисково-эвакуационная установка. Проектирование этого автомобиля было начато по личной инициативе С.П. Королева в 1964 году. К 1965 году была окончательно сформирована концепция будущего специального вездехода. Особая необходимость такого автомобиля стала очевидной в марте 1965 года во время аварийной посадки спускаемого аппарата «Восход-2». Тогда из-за отсутствия подходящих технических средств, космонавты П.И. Беляев и А.А. Леонов провели двое суток в тайге до прибытия помощи.
Работа была поручена специальному КБ ЗИЛ. Машина должна была быть легкой и компактной, для возможности перевозки самолетами, грузоподъемность должна составлять не менее 3 тонн, причем как на суше, так и в воде.
В качестве двигателя для перспективной машины был заложен агрегат ЗИЛ-375: его характеристик вполне хватало и для необходимой плавучести, грузоподъемности и проходимости. В 1966 году был готов первый опытный образец машины. ПЭУ-1 принимала правительственная комиссия, в которую входили в том числе и Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Поисково-эвакуационная машина была построена по классической конструкции машин амфибий: она имела водоизмещающий корпус из стеклопластика в форме лодки. Эта конструкция была уже обкатана «ЗИЛовцами» во время постройки вездеходов ЗИЛ-135 и гиганта ЗИЛ-135П «Дельфин».
В качестве коробки передач была использована экспериментальная планетарная автоматическая трансмиссия, разработанная для семейства автобусов ЛАЗ. По мнению конструкторов, такая коробка была идеальной для такого вездехода, а малый объем выпуска техники позволял произвести необходимое число трансмиссий высокого качества и надежности. Каждый борт имел отдельный карданный вал, который передавал мощность на колесные редукторы, которые устанавливались отдельно на каждой ступице для увеличения дорожного просвета вездехода.
Кабина ПЭУ-1 вмещала 4-х человек, за кабиной находился моторный отсек, за моторным отсеком была установлена стрела крана длиной 4,9 м. Для предотвращения опрокидывания, стрела крана была неповоротной: вездеход подплывал к спускаемому аппарату задом, поднимал его краном и устанавливал на площадку с полукруглой выемкой. Машина успешно прошла испытания и была принята на вооружение. В 1972 году на базе ПЭУ-1 была выпущена машина ПЭУ-1М, на которой вместо крана и площадки был установлен пассажирский отсек для 7 человек. Так была сформирована группа из двух поисково-эвакуационных установок, которые военные так и прозвали «Кран» и «Салон».
Поисково-эвакуационные установки ПЭУ-1 производили до 1979 года, после чего они уступили место машинам проекта «Синяя птица».