Ford GT или GT40 – один из самых известных американских гоночных автомобилей, который четыре раза подряд побеждал в гонке 24 часа Ле-Мана. Можно сказать, что это второй автомобиль, который появился из-за сложного характера Энцо Феррари как конкурент его автомобилей. Как известно, марка Lamborghini появилась по той же причине. Обозначение GT40 появилось из-за высоты болида в 40 дюймов или 1029 мм.
История автомобиля началась еще в начале 60-х. В это время мировое автомобилестроение испытывало самый прогрессивный рост, а главной рекламой стали различные гонки, а особенного – гонки на выносливость 24 часа Ле-Мана. Президенту компании Ford Генри Форду II очень хотелось, чтобы форд успешно выступал именно в этих соревнованиях.
Как раз в это время итальянская марка Ferrari переживала не лучшие времена и Энцо Феррари планировал продать часть своих производственных активов. Ford не мог пропустить такую хорошую возможность доступа к гоночным технологиям. Ford проявил инициативу и заключил договор с Ferrari, потратил несколько миллионов долларов на оформление и ревизию. Но в конце концов Энцо разорвал договор в одностороннем порядке, узнав, что договор с Ford не дает права выхода на американские гоночные арены. Генри Форд оказался в минусе, и будучи невероятно разгневанным, выдал указание своему гоночному отделению найти гоночного партнера, с помощью которого можно было бы построить мощного конкурента Ferrari.
Партнеров решили искать в Великобритании. На тот момент Британцы очень хорошо разбирались в гонках, и Ford решила остановиться на командах Lotus, Lola и Cooper. Позже выяснилось, что Cooper не имеет большого опыта в серьезных соревнованиях и от работы с ним пришлось отказаться. В Lotus имели свой взгляд на эту сделку и активно тянули одеяло на себя. Они хотели чтобы построенный болид назывался Lotus, да еще и очень больших денег за это потребовали, и, разумеется, получили отказ. Остановились на Lola, тем более Lola уже использовала моторы V8 в своих болидах, а значит, имела опыт работы с ними. Между Lola и Ford был заключен договор на год.
Для постройки гоночных автомобилей были куплена пара шасси Lola Mk6. К работе был также привлечен бывший менеджер Aston Martin Джон Уайер. Также был привлечен конструктор Рой Ланн, который строил для Ford среднемоторный концепт. Фактически, он был единственным в команде, кто что-то понимал в проектировании среднемоторных автомобилей.
Первый прототип Ford GT был построен 16 марта 1963 года. 1 апреля он был показан в Англии, немногим позже он был представлен в Нью-Йорке. Автомобиль получил 4,2-литровый двигатель Ford Fairlane и ведущий мост Colotti. Такое же сочетание использовалось в болиде Lola GЕ и Lotus 29. Первой гонкой для Ford GT стали «1000 км Нюрнбургринга». Вскоре после старта автомобиль сошел с дистанции из-за поломки подвески, однако, шансы на победу Ford GT были большие, часть гонки он уверенно лидировал. Спустя три недели Ford GT был выставлен для участия в Ле-Ман, но все три автомобиля до финиша не дошли по техническим причинам. В самом начале 1965 года Ford GT под управлением Кена Майлза и Ллойда Раби завоевывает первую победу в 2000 км в Дайтоне.
Полученный опыт 1964 и 1965 годов позволил доработать автомобиль и Ле-Ман 1965 года стал триумфальным для GT. Два Ford GT были абсолютными лидерами в гонке, но внутри команды возникла спорная ситуация. Победить в Ле-Ман мог только один автомобиль и экипаж. Дать двум Ford GT гоняться между собой несло риск потерять оба болида и победу. Если продиктовать пилотам порядок финиширования, то «вторые» могут высказать протест против такого решения, а это лишние проблемы. Было решено финишировать бок о бок, чтобы победителя определил только фотофиниш, почти лотерея и никому не обидно. Но, прямо во время гонки руководство сообщило, что на финише будет учитываться расстояние до стартовой линии во время старта автомобилей, а значит GT Макларена/Амона, который отстоял от линии старта на 18 метров дальше, будет иметь преимущество по сравнению с болидом Халма/Майлза и финиш бок-о-бок смысла не имеет. Еще одним фактором послужили спорные отношения с Кеном Майлзом. Когда пилотов посвятили в проблему финиширования, Майлз разозлился на эти «интриги» и перед самым финишем остановил свой болид, пропустив вперед Ford GT Макларена/Амона, отдав им безоговорочную победу.
Это была первая победа в Ле-Ман Ford GT. Через два месяца она была омрачена гибелью на испытаниях Кена Майлза. Таким образом, перед своей гибелью, Майлз отдал титул чемпиона Ле-Ман 1965 года своим коллегам по команде.
Кстати, Майлз погиб на испытаниях нового прототипа “J-car” – экспериментального прототипа, с алюминиевой ячеистой несущей конструкцией и особым дизайном кузова, на котором прорабатывалась аэродинамика гоночных прототипов. Считается, что одной из причин гибели гонщика стала неудачная аэродинамика J-car. После этого фатального случая конструкция была изменена и появился прототип Mk IV с новым корпусом. Этот автомобиль победил в Ле-Ман в 1967 году, но после этой гонки, из-за очень больших скоростей на трассе, требования к группе 6, в которой участвовал GT были ужесточены, к участию допускались только прототипы с двигателями до 3,0-литра. Количество выпущенных GT позволило продолжить участие в Ле-Ман с двигателем 4,7 в группе 4 (для участия в этой группе нужно было иметь не менее 25 готовых автомобилей). Так Ford GT победил в Ле-Ман в 1968. Ferrari из-за финансовых сложностей в 1968 году в Ле-Ман не участвовала. В Ford предприняли попытку вернуться в группу 6 с 3,0-литровым двигателем P68, но двигатель оказался абсолютно провальным. Победить в 1969 году Ford GT удалось только благодаря опытности пилотов, моральному устареванию модели Porsche 908 и сырости нового прототипа Porsche 917. В 1970 году GT окончательно устарел и уступил место новому фавориту Porsche 917.
Кстати, интересный факт. Именно с победы Ford GT 1967 года пошла традиция обливаться шампанским. Дэн Гарни после финиша своего Ford GT залез на капот болида, который вел Джосеф Фойт, и ему на ходу вручили огромную бутылку шампанского, которая от беготни и тряски потом выстрелила и Дэн облил всех окружающих пеной из бутылки. Так началась традиция, которая присутствует почти на всех гоночных пьедесталах.