Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ГАЗ-21. Советский автомобиль мечты с американскими корнями

Изображение: 
ГАЗ-21 "Волга"

На каком заводе обычно производились автомобили по спецзаказу и какой завод имел больший опыт в производстве легковых автомобилей мечты в СССР? Да, речь идет о Горьковском автозаводе, на котором с 1956 года был налажен выпуск автомобиля М-21 «Волга», автомобиля-мечты любого советского гражданина. Этот автомобиль стал символом советского автопрома, на его основе было выпущено много вариантов и исполнений. Автомобиль разошелся по союзу огромным тиражом в 640 тыс. единиц!

Широка река!

Идея нового автомобиля ГАЗ возникла еще в 1949 году. Сначала это выглядело как рестайлинг уже выпускаемой «Победы» и опытные образцы не имели ничего общего с будущей «Волгой» ГАЗ-21, но начало было положено. При разработке были приглашены и американские и английские специалисты, однако их идеи были слишком экзотичными для реализации. В результате победил проект Еремеева, который уж очень был похож на американский Ford Marine, но это проект был самым привлекательным и наиболее доступным в реализации. Внешним сходством конструктор не обошелся, было решено взять с Ford автоматическую трансмиссию, причем даже без изменений. Но выяснилось, что советский двигатель слабоват для этой коробки и от идеи АКПП отказались.

Производство новой «Волги» было начато в 1956 году. Автомобиль был невероятно сырым. На него устанавливался старый форсированный до 65 л.с. двигатель от «Победы» и от нее же задний мост. На другие устанавливали урезанные мосты от ЗИМов. Первая серия состояла из 1100 единиц и она была распределена в таксопарки и в госгаражи

А на решетке радиатора – звезда горит…

Всего автомобиль ГАЗ-21 пережил две серьезных модернизации. Автомобили разных серий легко различить по решетке радиатора. В народе три серии автомобилей были названы «Звезда», «Акулья пасть» и «Китовый ус». Все три «определения» относятся к решетке радиатора. Интересна история появления звезды на решетке радиатора. Всего существует две теории появления ее на радиаторе. По первой, сам Георгий Жуков, который осматривал опытный образец «Волги», не одобрил решетку радиатора. Чтобы его сдобрить, дизайнеры дополнили решетку звездой. По другой теории, еще один принимающий Николай Булганин, спросил: «А что, Волга у вас беспартийная?». Намек был понят и вскоре на решетке радиатора появилась большая звезда. В 1962 году с капота исчезла фигурка оленя, которая успела стать символом ГАЗ-21. Причин было несколько. Во-первых, олень становился смертельным орудием в случае наезда на пешехода, во-вторых блестящий олень часто становился жертвой хулиганства. Еще одной интересной причиной было то, что олень создавал побочный воздушный поток, который заметал грязь на лобовое стекло.

В начале производства даже были попытки установить АКПП на «Волгу». Такие «Волги» достались в основном известным людям в качестве подарка и дарили их преимущественно в Москве и Ленинграде; больше их было негде обслуживать. Всего было выпущено чуть больше 700 экземпляров, ведь автоматы требовали внимательного и регулярного ухода. Серийно «Волги» с автоматами не выпускали, а вот на заказ АКП ставили без проблем.

ГАЗ-21 "Волга"
ГАЗ-21 "Волга"
ГАЗ-21 "Волга"