ГАЗ-3102. Технически особенный | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ГАЗ-3102. Технически особенный

Изображение: 
ГАЗ-3102

Но самые интересное в ГАЗ-3102 находится под крышкой капота. Не смотря на непосредственную задачу и стремление максимально унифицировать автомобиль с ГАЗ-24, почти ни одного узла не перешло на ГАЗ-3102 без изменений или модернизации. Это же касается и двигателя. Двигатель был не просто модернизирован, он был революционным.

В подавляющем большинстве бензиновых двигателей топливно-воздушная смесь в уже готовом виде подается в цилиндр, сжимается, поджигается свечей и выполняет свою непосредственную работу. В ГАЗ-3102 была реализована другая схема зажигания. Каждый цилиндр имел дополнительную камеру, которая называлась форкамерной. В нее через отдельный карбюратор К-156 подавалась обогащенная топливная смесь. В основную же камеру подавался заряд обедненной смеси. Таким образом, воспламенение основного обедненного заряда происходило за счет воспламенения обогащенной смеси в форкамере.

Первые эксперименты с новой системой зажигания начались еще в 50-е. Этот способ воспламенения обеспечивал относительно высокую экономичность и экологическую чистоту работы двигателя. ГАЗ был первенцем в применении таких технологий, хотя позже работы в этом направлении велись на многих иностранных заводах. Но подобная система зажигания имела ряд недостатков, причем роковых для крупносерийного производства таких двигателей. Экономичность двигателя с форкамерной системой зажигания повышалась лишь на 5%, работа двигателя ухудшалась при переходных режимах. Все это в купе со сложностью исполнения не позволило двигателю с форкамерной системой зажигания попасть в крупносерийное производство.

К идее форкамерной системы зажигания вернулись в 1975 году, когда в руки инженеров ГАЗ попал двигатель Honda Civic CVCC. В этом двигателе были устранены те проблемы, которые не позволяли форкамерной системе зажигания пойти в серийное производство. Результатом усердной работы стал серийный двигатель ЗМЗ-4022.10. Этот двигатель стал экономичнее на 20% серийного ЗМЗ-24 с обычной системой зажигания. Да к тому же и мощность повысилась на 10 л.с. с 95 л.с. до 105 л.с. Улучшилась и динамика, разгон до 100 км/ч сократился на 25%.

Всего форкамерных «Волг» было выпущено около 27 тыс. единиц. Это не очень много, потому что в реальных условиях форкамерный двигатель плохо себя зарекомендовал. Он был очень требователен к настройке сложного трехкамерного карбюратора, требовал регулярного и профессионального ухода, из-за специфичности зажигания были нередки перегревы. В итоге в 1992 году от форкамерного двигателя отказались окончательно в пользу двигателя ЗМЗ-402, модернизированного двигателя ЗМЗ-24. Даже во многих уже выпущенных ГАЗ-3102 форкамерные двигатели были заменены на традиционные.

Подвеска тоже имела мало общего с ГАЗ-24. Она была усилена, автомобиль стал лучше держаться курса, стал устойчивее в поворотах. Полностью была переработана тормозная система, теперь она имела две независимые магистрали, гидровакуумный усилитель был заменен более надежным вакуумным усилителем. В целом, тормоза стали надежнее и эффективнее. В трансмиссии же не изменилось почти ничего, разве что было уменьшено передаточное число главной передачи. Неубиваемая коробка от ГАЗ-24 отлично себя зарекомендовала и не требовала модернизации.

В начале 90-х ГАЗ-3102 был «раздвоен», на его базе появился автомобиль ГАЗ-31029 – упрощенная версия ГАЗ-3102. В это же время ГАЗ-3102 поступили в свободную продажу. Но их стоимость была просто умопомрачительной: «Волга» стоила примерно в 4 раза больше грузовика! В 90-е и 2000-е ГАЗ-3102 неоднократно модернизировался. Но многие считают, что это уже не тот ГАЗ-3102…

ГАЗ-3102