Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ГАЗ-66 или "Шишига"

Изображение: 
ГАЗ-66

Почти у любого серийного грузового или легкового отечественного автомобиля есть своя кличка. Среди старожил ходит кличка «Шишига» и так называют грузовик ГАЗ-66 которому вот-вот стукнет пол века. Производство модели ГАЗ-66 было начато в ноябре 1963 года и продолжалось аж до 1999 года.

История «Шишиги» (так ее стали называть из-за повторяющейся буквы «Ш») началась в 1956 году, когда на всесоюзной выставке в ВДНХ публике был представлен полноприводный грузопассажирский автомобиль ГАЗ-62. Но представленный концепт не заинтересовал ни сельское хозяйство, ни армию, на которую в первую очередь рассчитывался автомобиль. Тогда начались работы по модернизации автомобиля ГАЗ-62. Автомобиль стал грузовым, имел колесную формулу 4Х4, высокий клиренс, бескапотную компоновку и шестицилиндровый двигатель. Таких ГАЗ-62 было выпущено несколько сотен.

После опробации 6-цилиндровый двигатель был признан недостаточно мощным. В это время завод занимался доводкой и внедрением восьмицилиндрового V-образного двигателя, с форкамерно-факельным зажиганием. Тандем полноприводного шасси и мощного V8 оказался удачным, и параллельно с доводками, связанными с новым мотором, началась подготовка ГАЗ-62 к серийному производству.

Перепроектирование автомобиля с учетом новых характеристик двигателя было возложено на Р.Г. Заворотного, который в 1958 году стал главным конструктором завода ГАЗ. Модель была переименована в ГАЗ-66, ее грузоподъемность увеличилась до 2 тонн.

Автомобиль представлял собой целый комплекс интересных инженерных решений. Высокая проходимость автомобиля обеспечивалась высоким клиренсом, большими односкатными шинами, колеей равной ширины для передней и задней оси, а также системой автоматического регулирования давления в шинах. Двигатель V8 имел мощность 115 л.с. и позволял двигаться по шоссе со скорость до 90 км/ч. Короткие свесы позволяли преодолевать подъемы и спуски до 30 градусов, а также пересекать броды до 1 метра. Низкое расположение центра тяжести позволяло пересекать бездорожье с большими боковыми кренами.

С учетом того, что основной заинтересованной организацией была советская армия, автомобиль получился крайне удачным. Этот автомобиль стал эталоном для всех водителей того времени.

Помимо двухосных вариантов «Шишиги» предполагалось выпускать трехосные варианты ГАЗ-33 и ГАЗ-34 с колесными формулами 6Х4 и 6х6. Было выпущено несколько вариантов, опытные грузовики начали проходить масштабные испытания, но серийному выпуску моделей зеленого света не дали. Армия посчитала, что грузового автомобиля ЗИЛ-131 для нужд армии будет достаточно.

На базе автомобилей ГАЗ-66 существовало множество модификаций, в первую очередь связанных с военными задачами. Например, существовал вариант с брезентовой крышей кабины и с откидывающимся лобовым стеклом для удобства транспортировки самолетами и десантирования на парашютах. Для установки специальных кузовов выпускалось шасси ГАЗ-66-12-1010. Также выпускалась гражданская версия ГАЗ-66-40, которая не имела военных примочек, вроде лебедки, системы подкачки и прочего.

ГАЗ-66 оставался на конвейере до 1999 года. В этом году его сменил капотный автомобиль ГАЗ-3308, однако большинство узлов автомобиля сохранились от автомобиля ГАЗ-66.

Кстати, при службе «Шишиги» в «горячих точках» была обнаружена еще одна особенность. При капотной конструкции (например, как у автомобиля ЗИЛ-131) при наезде на мину водители часто гибли. Мина разрывалась сразу за передним колесом прямо под кабиной. В случае с «Шишигой» мина взрывалась под задней частью кабины, где водитель был защищен двигателем и частью рамы.

ГАЗ-62
Первые экземпляры ГАЗ-66
ГАЗ-33
Гражданский ГАЗ-6640
ГАЗ-66