Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Граунд-эффект в Формуле 1. Все началось с Lotus

Изображение: 
Lotus 78

В автоспорте, да и вообще в аэродинамике, существует такое понятие как граунд-эффект или прижимная сила. Это аэродинамический эффект, за счет которого появляется отрицательная подъемная сила. То есть автомобиль стремится не взлететь, а напротив, прижимается в к поверхности трассы с огромной силой. Использоваться этот эффект стал сравнительно недавно, но с тех пор он стал главной целью при расчете аэродинамики гоночных болидов.

К использованию граунд-эффекта привела конкуренция. Первым осознанно использовать этот эффект аэродинамики стала использовать команда Lotus. Эта команда, обладая большим конструкторским потенциалом, переживала в то время не лучшие времена в финансовом плане. Их серийный двигатели Cosworth были хороши, но по характеристикам не могли потягаться с фаворитами Ferrari и Renault. Нужно было что-то, чтобы помогло сделать автомобиль эффективнее на трассе и аэродинамика стала единственным решением.

Решение было технически гениально. Нужно было создать такой аэродинамический корпус автомобиля, чтобы в промежутке между землей и кузовом воздух имел максимальную скорость, создавая эффект Жуковского, т.е. чем выше скорость потока под кузовом, тем сильнее притягиваются между собой две поверхности: дорога и днище автомобиля. При этом дополнительную прижимную силу создают аэродинамические поверхости в верхней части кузова. Это должно было стать настоящей революцией.

Но не все сразу. Стали возникать проблемы. Дело в том, что потоки воздуха, прибывающие с бортов автомобиля, разбивали поток под кузовом, устраняя граунд-эффект. Тогда конструкторы дополнили кузов Lotus боковыми юбками, которые сначала были пластиковыми, но из практических соображений их сделали резиновыми. Работы по проектированию революционного болида проводили в течение 1976 года, в 1977 году, на Гран При Аргентины легендарный Lotus 78 выехал на стартовую решетку.

Успех Lotus был подорван надежностью. Созданный граунд-эффект был необычнайно эффективен, но на высокой скорости на прямой создавал очень большую нагрузку, и если повороты Lotus проходил идеально, то на прямой мощности двигателя явно не хватало. Попытки доработать двигатель на скорую руку ни к чему не привели, и команда вышла из сезона после 5 отказов двигателей.

Но следующий год стал невероятно успешным. За зиму был переработан дизайн, было доработано заднее аэродинамическое крыло, нагрузка на прямых была уменьшена. В 1978 году Lotus 78 победил в одной гонке, далее он был заменен более совершенным Lotus 79, который принес команде семь побед подряд, подняв Lotus на первые позиции. Однако, сезон 1978 года для команды Lotus был омрачен трагедией. На Гран При Италии, во время тренировочных заездов, Ронни Петерсон повредил свой Lotus 79 и продолжил практику на модернизированном Lotus 78, на котором слетел с трассы и врезался в барьер. Вскоре после катастрофы, гонщик умер от травм.

Lotus 79
Аэродинамика Lotus 78
Lotus 79