Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

История тормозных систем: от деревянных колодок до металлических лент

Изображение: 
Современные дисковые тормоза

Автомобилям необходимо не только разгоняться, но и останавливаться. Хотя говорят что тормоза придумали трусы, на самом деле – это необычайно важный механизм и он несет самую большую ответственность как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.

Первые тормозные системы появились еще до появления автомобилей. Еще на конных повозках появились первые прототипы тормозов из-за того, что порой повозки могли сильно разгоняться с горки и лошади не могли с ними справиться. Первые тормоза представляли собой деревянную колодку, которая иногда обтягивалась кожей. Эта колодка прижималась непосредственно к поверхности колеса и тормозила его. Конечно, такое торможение было не очень эффективным и в дождь ее эффективность практически сходила на «нет».

Аналогичные тормоза применялись и на первых автомобилях, в том числе на первом автомобиле Даймлера. Колеса автомобилей стали «обувать» в резиновые шины, и старый способ торможения уже не мог использоваться. Вместо торможения непосредственно поверхности качения, стали использовать тормозные механизмы, которые тормозили обод колеса. Аналогичный механизм до сих пор применяется в велосипедах. Самое интересное, что первыми появились именно дисковые тормоза в 1902 году. Две медных колодки зажимали стальной диск и останавливали колесо. Но такие диски быстро изнашивались и сильно шумели. Эту систему почти на полвека отложили в сторону.

В это же время появились первые барабанные тормозные системы. Причем существовало две различных схемы: с внешним и внутренним торможением барабана. Первая схема была реализована на автомобилях Даймлер. Металлическая лента охватывала тормозной барабан и в обычном положении позволяла барабану свободно вращаться. При торможении лента натягивалась, останавливая барабан. Тормоза такого типа применялись на автомобилях Ford и ГАЗ-А. Второй тип барабанных тормозов включал в себя две полукруглые тормозные колодки и цилиндр, который раздвигал эти колодки. Поверх колодок устанавливался вращающийся чугунный тормозной барабан. Этот тип тормозов был запатентован Луи Рено в 1902 году. Такая схема до сих пор используется в довольно большом количестве автомобилей.

В 1902 году марка Олдсмобиль провела масштабную рекламную акцию по продвижению ленточных тормозов. Она оказалась столь успешной, что через несколько лет такой системой стали пользоваться почти все американские автомобилестроители. Но система эта оказалась на деле неудачной. Эффективность тормозов зависела от погодных условий, при остановки на уклоне автомобиль мог скатиться вниз из-за само разжимания ленты, открытые механизмы тормозов быстро изнашивались.

Преимущества тормозных систем с закрытым барабаном стали очевиднее и они быстро сменили ленточные тормозные системы.

Тормозная система с деревянной колодкой
Тормозная система вильчатого типа
Ленточная тормозная система