Jawa 50 – самый маленький мотоцикл чехословацкого производителя | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Jawa 50 – самый маленький мотоцикл чехословацкого производителя

Изображение: 
Jawa 50

В 1954 году параллельно производству Jawa 500 появилась и самая маленькая Jawa 50 Pionyr. При создании самой маленькой модели чехословацких мотоциклов за основу была взята довоенная Jawa Robot. В Праге Jawa 50 изготавливалась вплоть до 1955 года. Потом производство перенесли в Словакию, в город Поважска Быстрица на завод Povážské strojírny (Поважские машиностроительные заводы). Благодаря своей револючионной конструкции Jawa 50 оказался наголову выше конкурентов в своём сегменте маленьких мотоциклов, в связи с чем его выпуск продолжался до начала 70-ых годов. Новинка сразу стала пользоваться большим успехом. Впоследствии маленькая Jawa получила прозвище «пень» в большей степени из-за своеобразной формы сидения ярко жёлтого цвета.

Jawa 50 оснащалась одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 49,8 см3 (диаметр поршня составлял 38 мм, а его ход – 44 мм). Мощность мотора составляла 1,18 кВт или 1,6 л.с. при 5 000 об/мин, а степень сжатия равнялась 6,6:1. На двигатель был установлен карбюратор Jikov 2912. В бензин добавлялось масло в соотношении 20:1. Коробка передач была трёхступенчатая, благодаря чему маленький мотоцикл достигал скорость в 50 км/час. Открытая рама была сварена из стальных труб квадратного сечения. Переднее колесо закреплено в телескопической вилке без амортизатора, поверхности трения закрыты резиновыми манжетами. Заднее колесо закреплено в качающейся вилке, сваренной из штампованных профилей. Она была подрессорена одной витой пружиной без амортизатора, закрепленной под сидением (похожую конструкцию применила на много позже у своих мотоциклов Yamaha).

Первая Jawa 50 Pionyr имела кодовое обозначение Type 550. Следующий Type 555 был как и 550-ый одноместный, но уже существенно изменённой формой рамы, новыми тормозами на колесах и некоторыми другими деталями. Что касается мотора, то у более новой версии мощность двигателя повысилась до 1,62 кВт или 2,2 л.с. при 5500 об/мин, а максимальная скорость составляла уже 60 км/час. Следующая модификация Jawa 50 Type 05 была уже двухместной, для чего пришлось изменить подвеску заднего колеса с амортизаторами как у больших мотоциклов и повысить мощность двигателя до 2,21 кВт или 3 л.с. при 6000 об/мин. Кроме того, Type 05 отличался высокой надёжностью. В 60-х годах произошла очередная модернизация прежде всего формы деталей внешней отделки – Type 20 и Type 21. У первой были характерные металлические щитки для защиты ног водителя от грязи, а вторая модификация имела более спортивный внешний вид. Двигатель был у обеих одинаковый: мощность – 2,6 кВт или 3,5 л.с. при 6 500 об/мин, степень сжатия 9,2:1. В бензин добавлялось масло уже в соотношении 30:1. Мотоцикл достигал максимальной скорость в 60 км/час только с водителем, либо 50 км/час с пассажиром. Расход бензина составлял 2,3 литра на 100км пути и до 3,2 литра на 100км при полной нагрузке в 150 кг. Последней модификацией Jawa 50 стал Type 23 Mustang, который был разработан совместно с итальянской фирмой Italemmeza и считается самой популярной среди молодых мотоциклистов. Он выглядел как большой мотоцикл, но двигатель был таким же, как у Type 20.

На данный момент данный мотоцикл производят в Китае под названием New Pionyr. Стоит отметить, что ходят слухи о начале постройки завода по сборке легендарных мотоциклов Jawa Pionyr в Крнове совместными усилиями китайских и чешских предпринимателей. По некоторой информации для этого фирмой Motoscoot уже подбираются соответствующие земельные участки и утверждается проект реконструкции производства.

Jawa 50
New Jawa Pionyr