Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Как в СССР покупались автомобили. Довоенные и послевоенные годы

Изображение: 
Автомагазин в СССР

Во времена СССР, в то время, когда в Европе и США автомобиль уже давно стал вещью привычной, и существовало огромное количество различных марок и моделей, в СССР автомобиль оставался невероятной роскошью. Сохранялась такая тенденция вплоть до начала 90-х, когда цены на автомобили резко упали и в свободной продаже появились иномарки. Но обо всем по порядку.

До Великой Отечественной войны автомобили частным лицам не продавались. В 30-е годы продавался единственный легковой автомобиль ГАЗ-А, но был он доступен только организациям. Крайне редко автомобили дарились политическим и трудовым деятелям, за особые заслуги. Автомобили были доступны лишь элите и высоким чинам. Однако, автомобиль можно было выиграть в лотерею, причем не просто автомобиль, а ЗИС-101 – на тот момент, самый шикарный отечественный автомобиль. Определенный доступ к автомобилям имели военные: в довоенные годы периодически появлялась возможность выкупить военные списанные ГАЗ-М-1. Но с наступлением войны все автомобили из частного пользования и хозяйств изымались на военные нужды.

В первые послевоенные годы множество автомобиле попало на территорию СССР в качестве трофеев, многие из них осели в частных руках, в основном в руках военных. Первым массовым послевоенным автомобилем стал «Москвич-400», сделанный по образу и подобию немецкого довоенного Опель Кадетт. Москвичи производились в небольших количествах, а спрос на них был колоссальным. Соответственно, купить автомобиль свободно тоже не получалось. Позже появился легендарный автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа», к концу 40-х в свободной продаже оказалось три модели: «Москвич-400», ГАЗ-М-20 и ЗИМ-101. Последние продавались очень плохо: ЗИМ стоил, как пять автомобилей «Москвич».

Итак, на начало 50-х из доступных было всего два автомобиля: «Москвич-400» и «Победа». Очереди на них выстраивались просто огромные, очередь за автомобилями растягивалась на несколько лет, периодически проводились собрания и переклички. Неявившиеся на перекличку отсеивались. В 60-е годы очередь за автомобилями стала носить официальный характер, в очередь стали записываться прямо в автомобильном магазине. Автомобиля «Москвич» ждали в среднем по 3 года, более шикарный и дорогой «ГАЗ» ждали по 6 и более лет.

В 60-е года в отечественном автомобилестроении началась небольшая оттепель: модельные ряды обогатились «Волгами» и «Запорожцами», а так же различными вариациями «Москвичей». Грузовые автомобили, а также грузовые автомобили на базе легковых автомобилей продавались только предприятиям по отдельной очереди. Инвалидам бесплатно выдавались мотоколяски СЗА, за небольшую доплату можно было получить ЗАЗ-965 с адаптированным управлением и за еще большую доплату можно было получить специально подготовленный «Москвич». Но на эти автомобили тоже была отдельная очередь и не малая.

В 70-е в строй встали заводы в Ижевске и Тольятти.

Москвич-400
ГАЗ-М-20
Москвич-400
СЗА
ЗАЗ-965
ГАЗ-21