Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Как в СССР покупались автомобили. С 70-х по 90-е

Изображение: 
ЗАЗ "Таврия"

К 70-м количество продаж стало возрастать из-за начала производства автомобилей в Тольятти и в Ижевске. В это же время произошла модернизация автомобильных заводов в Москве и в Запорожье. Повысился и уровень жизни: все большее число людей могло позволить себе автомобиль по деньгам. И рост количества потенциальных владельцев был несоизмеримо больше количества выпускаемых автомобилей. Очереди растянулись на рекордное время, отдельные желающие стояли в очереди по 10 лет.

Из-за такого ажиотажа, автомобили стали продавать через предприятия, распространяя их среди сотрудников. Чем значимее в рамках страны было предприятие, и чем важнее на нем был данный сотрудник, тем быстрее он получал автомобиль. А еще автомобиль по-прежнему можно было выиграть в лотерею. В лотерее разыгрывался почти весь модельный ряд автомобилей, за исключением высококлассных правительственных автомобилей.

В начале 70-х распределение цен было следующим:
самой дорогой была «Волга» ГАЗ-24 – 9200 руб.,
ВАЗ-2103 стоил 7500 руб.,
ВАЗ-21011 – 6000 руб.,
ВАЗ-2101 – 5400 рублей,
«Москвич-412» - 4990 руб.
«ЗАЗ-968» - 3500 руб.
ЛуАЗ-969 – 4000 руб.

Многолетний выпуск автомобилей и постоянное наращивание объемов производства, сокращение объемов импорта делало автомобили все более и более доступными. На некоторые автомобили почти исчезли очереди, в основном это были «Нивы» по 10 300 руб. и «Москвич-2140» за 8000 руб. Стало расширяться комиссионная торговля по адекватным ценам. Правда автомобили попадали в комиссионные магазины «не от хорошей жизни»: чаще всего там продавались «уезженные» почти до полного износа автомобили, но зато были они очень доступными. Инвалидные «Запорожцы» можно было и за 600 рублей найти, причем они были вполне на ходу. Однажды в 80-е годы в комиссионном магазине появилась партия… «Побед»! Новеньких и красивых! Оказывается, все это время, с 1958 года они хранились на каком-то военном складе. Стоили они как новые «Жигули», однако вся партия разошлась довольно быстро.

До конца 80-х автомобили почти исчезли из свободной продажи из-за большой инфляции. Про импортные автомобили стоит поговорить отдельно, о них есть что рассказать. С мотоциклами ситуация была лучше: очереди были только на тяжелые мотоциклы, типа «Урал», и на импортную чехословацкую «Яву».

К концу 80-х началась настоящая автомобильная оттепель, модельный ряд отечественных автомобилей стал довольно насыщенным, автомобили производились в огромных количествах и были доступны в свободной продаже. В 90-е СССР развалился, и к нам стали поступать первые, столь желанные иномарки из-за границы.

Москвич-412
ЛуАЗ-969
ГАЗ-24 "Волга"
ВАЗ-2109
Москвич-2140
ИЖ-2715