Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Легендарные гоночные болиды. Brabham BT46

Изображение: 
Brabham BT46

В 70-е смелость проектировщиков гоночных автомобилей достигла своего креативного пика. В 1977 году команда Lotus произвела революцию болидом Lotus 78, активно использовавшим граунд-эффект. Выставить своего конкурента с использованием данного эффекта попытались разные команды, но креативнее всего поступила команда Brabham, построив уникальный болид Brabham BT46, который показал несколько интересных инженерных решений. Например, болид имел плоские теплообменники, расположенные прямо на поверхности кузова. Это решение не работало, и поэтому было замечено на болиде только один раз. Болид оснащался оппозитным двигателем V12 Alfa Romeo.

Была также выпущена модификация Brabham BT46B, которая имела вентилятор в задней части, высасывающий воздух из под днища болида и создающий невероятный граунд-эффект. Конструкторы утверждали, что этот вентилятор является лишь частью системы охлаждения и в движении болида никак не участвует. Автомобиль поучаствовал в гонках один раз. В 1978 году Ники Лауда победил в шведском Гран При 1978 года, после чего автомобиль был запрещен FIA. Выходит, что BT46B стал болидом, который победил во всех гонках, в которых участвовал.

История болида началась с модели BT45. Это был широкий и тяжелый гоночный болид, массой 625 кг и шириной, максимально разрешенной FIA. Это было обусловлено большим оппозитным двигателем Alfa Romeo 12, а также баками и другим навесным оборудованием для работы двигателя. К концу своей карьеры, BT45 стал конкурентоспособным, но никогда не выигрывал в гонках. В середине 1977 было начато проектирование BT46, который должен был иметь уменьшенный вес а также сделать большой технический шаг в плане безопасности.

В BT46 использовался двигатель Alfa Romeo 12, оппозитный 12-цилиндровый, объемом 3 литра с электронной системой впрыска и зажигания. Блок двигателя был выполнен из магния, головки блока были выполнены из алюминия или магния. Каждый цилиндр имел 4 индивидуальных механизма управления клапаном. В варианте Формулы 1 этот двигатель выдавал примерно 520 л.с. при 12 000 об/мин, что примерно на 50 л.с. больше главного на тот момент конкурента Cosworth DFV, которые использовались большинством команд. Однако, двигатель был намного сложнее в модернизации.

В автомобиле использовалась облегченная коробка передач от BT45 с шестью скоростями. Команда собственными силами перепроектировала и изготовила корпус коробки, более прочный и легкий по сравнению с коробкой, изначально установленной на двигатель Alfa Romeo 12. Подвеска и кузов у BT46 были классическими для того времени и были выполнены из алюминия. Bramham BT46 стал одним из первых гоночных болидов, на котором были использованы тормозные механизмы с использованием углерода. Болид имел тормозные колодки из углеродного композита, тормозные диски были стальными.

Самым радикальным решением исходного автомобиля были теплообменники, установленные прямо на поверхности болида. Это давало небольшой выигрыш в пространстве, давая больше места для топлива и принося небольшой выигрыш в аэродинамике, по сравнению с предыдущим BT45, у которого радиатор был установлен в передней части. Но увы, это решение было неэффективным, и после первых испытаний, радиатор был установлен на манер BT45 – в передней части.

Болид дебютировал 4 марта 1978 года на Гран-При ЮАР, с радиатором, установленным в передней части. Автомобиль сразу был воспринят как вполне конкурентоспособный, однако, надежность была под вопросом. Во время Гран-При Италии Ники Лауда на болиде BT46 принес команде первую победу, после того, как фавориты Марио Андретти и Жиль Вильнев получили по штрафной минуте. BT46 в последний раз поучаствовал в гонке в первом Гран-При 1979 года под управлением Нельсона Пике. Ники Лауда также использовал это болид для квалификации, так как новый BT48 был еще «сыроват». BT46 сошел с гонки на первом же круге после столкновения с несколькими болидами.

Alfa Romeo 12
Brabham BT46