Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Легендарные гоночные болиды. Brabham BT46B "Пылесос"

Изображение: 
Brabham BT46B

Но самой интересной вариацией BT46 стал болид-пылесос BT46B. Как уже не раз говорилось, благодаря болиду Lotus 78 в Формулу 1 пришло понятие граунд-эффекта, хотя надежность их болидов часто подводила команду. В течение 1977 года большинство команд не могло понять, как Lotus удалось добиться таких успехов, но к началу 1978 года пытливый ум Гордона Мюррея разрешил эту загадку. Однако, для Brabham BT46 это решение не могло быть применено. Болид имел очень широкую и короткую базу, а плоский двигатель не позволял создать поверхности Вентури на днище автомобиля. Заказ на оппозитные двигатели Alfa Romeo 12 был оформлен до 1980 года. Кстати, Ferrari не могла реализовать идею граунд-эффекта вплоть до начала 80-х, так как принципиально использовала двигатели Alfa Romeo 12. Гордон Мюррей решил использовать иное техническое решение, откачивая воздух из под днища автомобиля. Такая идея уже применялась в болиде Chaparral J2 в Канадо-Американской гоночной серии в 1970 году. В 1970 году эта конструкция не сработала, но Мюррей решил ее опробовать.

Мюррей спроектировал сложную систему муфт, которая приводила в движение один вентилятор в задней части автомобиля. Чем быстрее вращался двигатель, тем большую тягу создавал воздушный винт. Как и у Lotos 78, у BT46B были боковые юбки, усиливающие граунд-эффект. На момент выпуска автомобиля, существовал запрет на какие-либо аэродинамические движители на болидах. Тогда команда пошла на хитрость: конструкторы сделали так, чтобы воздух из под днища протягивался через горизонтально установленный над двигателем радиатор. Таким образом, воздушный винт представлял собой часть системы охлаждения и не попадал под запрет. Для защиты своей «хитрости» в начале сезона 1979 года на болид BT46C в задней части был установлен небольшой электрический вентилятор.

Было выпущено два болида с воздушным винтом, оба были построены на платформах болидов BT46 под номерами 4 и 6. Задняя часть и трансмиссия были серьезно модернизированы для привода воздушного винта. Болид строился и испытывался в строгой секретности. Главный гонщик команды Ники Лауда должен был изменить стиль управления болида. Если раньше перед входом в поворот газ обычно сбрасывался, то в случае с BT46B – напротив, нужно было добавлять оборотов при прохождении поворота для максимального эффекта. Ускорение болида при прохождении поворота создает очень высокое радиальное ускорение, а значит, и перегрузку, действующую на пилота. В своей автобиографии Лауда описывал автомобиль как невероятно физически тяжелый из-за огромных перегрузок при прохождении поворотов. В целом, развитие граунд-эффекта потребовало повышение физической подготовки гонщиков из-за на порядок возросших перегрузок в поворотах.

Два Brabham BT46B были подготовлены к шведскому Гран-При 1978 года для Ники Лауды и Джона Уотсона. Когда воздушный винт не использовался, он закрывался специальной крышкой, но реальное предназначение этого винта было очевидно. При перегазовке на стартовой решетке было видно, как болид «приседал», прижимаясь днищем к земле. Гонщик Lotus Марио Андретти сказал, что Brabham похож на безумный ревущий пылесос. Он поднимает всю пыль и песок с дороги и бросает вам в лицо, если вы движетесь за ним и может травмировать гонщиков. Мюррей опроверг это, сказав, что скорость потока на выходе из винта составляет всего 80 км/ч и винт вращается перпендикулярно оси автомобиля, а значит все камушки и грязь будут разлетаться по радиусу вентилятора. Законность автомобиля была под вопросом, но автомобилю все же разрешили поучаствовать в гонке. Лидером гонки был Андретти на Lotus, на 2 и 3 местах были Brabham BT46B. На 19-ом кругу, в следствие поломки, на трек было разлито масло, и в одном из поворотов Лауда зацепил Андретти, который вскоре был вынужден выбыть из гонки из-за поломки после столкновения. На 19-ом круге Уотсон сошел с дистанции из-за поломки, а Ники Лауда победил.

Большинство команд подняло шум из-за использовано Brabham устройства, ведь оно создавало несправедливую конкуренцию с другими командами. Lotus начал работу над усовершенствованным болидом Lotus 79. Споры среди команд, а также среди инвесторов заставили Эклстоуна, президента Brabham, снять автомобиль с соревнований. Больше Brabham BT46B в Формуле 1 не участвовал.

Brabham BT46B
Brabham BT46B