Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Легендарный ралли-марафон "Дакар"

Изображение: 
Камаз на Дакаре

Самым легендарным испытанием из серии ралли является "гонка Париж-Дакар", хотя сегодня чаще используется просто «Дакар». Это соревнование является самым сложным, в соревнованиях участвуют легковые автомобили, грузовые автомобили и мотоциклы.

Гоночные соревнования «Дакар» возникли благодаря французскому гонщику Тьери Сабину. В 1977 году он участвовал в гонке Абиджан-Ницца и по дороге заблудился в пустыне. Через три дня гонщика нашли: в жаркой пустыне ему удалось выжить только благодаря тому, что его нашли местные туареги. Тьери так вдохновило это приключение, что он решил организовать свои сложные соревнования. В 1978 году он организовал первый ралли-марафон «Париж-Дакар», который с того момента стал проводиться ежегодно. 14 января 1986 года Тьери Сабин погиб во время падения вертолета, организацией соревнований стал заниматься его отец и другие последователи.

Старт первой гонки состоялся 26 января 1978 года на площади Трокадеро. Уже в первой гонке приняло участие 172 экипажа: 80 на внедорожниках, 12 экипажей на грузовых автомобилях и 90 на мотоциклах. На протяжении гонки все экипажи прошли более 10 000 км, гоночная трасса проходила по территории Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Синегала. До финиша дошло только 74 экипажа.

Первая гонка была «сырой», в ней не было разделения по классам и грузовые автомобили и легковые и мотоциклы участвовали в общем зачете. Первым победителем «Дакар» стал французский гонщик Сирил Неве на мотоцикле Yamaha TX500. Все три места на пьедестале заняли мотоциклисты. Среди автомобильных экипажей лучшим стал французский экипаж состоящий из Алена Женестье, Жана Лемордана и Жозефа Тербио. Их Range Rover V8 достиг финиша первым. Примечательно, что это стал первый и последний экипаж, победивший в «Дакар», который состоял из трех человек.

В 1980 году было введено разделение участников по классам: грузовые автомобили, легковые (внедорожники и грузовики массой до 3500 кг) и мотоциклы. До 1995 года старт гонки происходил в Париже, но из-за разногласий со стороны властей, старт гонки стали проводить в других местах. В 1994 году была проведена последняя гонка по маршруту Париж-Дакар-Париж. В 2008 году гонка Париж-Дакар была отменена из-за угрозы террористических актов на спецучастках. С 2009 года марафон «Дакар» проводится в Южной Америке.

«Дакар» больше является гонкой на выживание, нежели ралли. С самого начала у гонщиков не было конкретных карт и маршрутов. Им выдавалась легенда с ориентирами и наиболее важными точками, прокладыванием своего маршрута гонщики занимались самостоятельно. В течение гонок были нередки случаи, когда экипажи «терялись». Трасса обычно никак не обозначается, отсутствуют какие либо ограничения движения, фактически маршруты движения всех экипажей совпадают контрольными точками. На современном этапе «Дакар» гонщикам выдается GPS маяк, который, однако, не несет привычной для нас функции: он используется только в случае помощи экипажу для облегчения его поиска. Устройства GPS-навигации категорически запрещены, использование GPS-навигации влечет дисквалификацию экипажа.

Ежедневно экипажи проходят по 700-900 км трассы с разнообразным дорожным покрытием и погодными условиями. Каждый этап состоит из «учетной» скоростной секции и дорожной секции – перегона от финиша к старту следующего этапа. На каждом этапе имеется от одной до трех контрольных точек, через которые должен проехать каждый экипаж и получить отметку судий. На некоторых этапах устанавливаются «секретные» наблюдательные пункты, о которых участникам не сообщается. С этих пунктов осуществляется наблюдение за следованием гонщиков легенде.

Как и в истории любых гонок, были печальные происшествия и в истории «Дакара». В 1982 году Марк Тэтчер (сын Маргарет Тэтчер) со своим штурманом Шарлот Верни заблудились и были признаны пропавшими без вести. 9 января у них сломалась рейка, они отстали от основной колонны. Только через неделю они были случайно замечены с алжирского военного самолета в 50 км от основного маршрута гонки. Гонщик и штурман не пострадали. В 1986 году погиб организатор ралли гонщик Тьерри Сабин. В 1988 году погиб пилот команды DAF, оставшиеся экипажи DAF были сняты с гонки, в отдельных авариях погибло еще 2 пилота. В ходе гонки погибла 10-летняя малийская девочка, которая перебегала дорогу перед гоночным автомобилем. Машиной видеосъемки была сбита насмерть мать и дочь на последнем этапе в Мавритании. В 2007 году в очень серьезную аварию попал экипаж КАМАЗ. 1 января 2012 года погиб мотоциклист Хорхе Боеро. Всего за время проведения гонок пострадали 45 участников.

Тьери Сабин, основатель гонки "Париж-Дакар"
Карта стран, по которым прохиодила гонка (до 2009 года)
Типичный для "Дакар" пейзаж
Porsche 959 на раллийном участке
Mitsubishi Pajero 1986 год
Мотоциклы KTM на "Дакар"
Приз победителю "Дакар" (2009 год)