Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Ленинград-1 – «Советский Бьюик» начала 30-ых годов прошлого столетия

Изображение: 
Л-1

Мало кто знает, но завод «Красный путиловец» (ныне известный как Криовский завод в Санкт-Петербурге), занимавшийся главным образом производством тракторов, в 1932 году взялся за разработку легкового автомобиля повышенной комфортабельности. 20 июля 1932 года на совещании директоров автотракторной промышленности управляющий Всесоюзным автотракторным объединением (ВАТО) Сергей Дьяконов сообщил о том, что перед коллективом завода в Ленинграде стоит важнейшая задача - стать создателями «советского «Бьюика». За основу был взят американский большой и мощный лимузин Buick-32-90 1932 года. Причин для выбора именной этой модели была масса: эти машины прекрасно себя зарекомендовали в 1926 году во время всесоюзного автопробега из Москвы в Крым, а по совокупности особенностей конструкции, технологичности и эксплуатационных показателей представлялся наиболее подходящим для нашей страны. В планах руководства было к 1 мая 1933 года собрать опытную партию из десяти «советских «Бьюиков», а в дальнейшем выпускать 20 тысяч автомобилей в год.

Группа специалистов ленинградского института «ЛенгипроВАТО» под руководством профессора Л.В.Клименко и инженеры завода «Красный путиловец» в срочном порядке выполнила все необходимые чертежи. Далее первая опытная модель автомобиля была сразу же подвергнута испытаниям в лаборатории аэродинамики ЛПИ им.М.И. Калинина в аэродинамической трубе, после чего в форму кузова были внесены усовершенствования. Проектные работы были начаты в конце октября 1932 года, а уже в марте 1933 года рабочие смогли приступить к сборке самой машины. Первое шасси, собранное из деталей только отечественного производства, ещё без кузова, сборщики сдали 24 апреля. Однако к запланированному 1 мая 1933 года рабочие успели собрать только шесть автомобилей. Машины, окрашенные в черный цвет с обивкой салона из серого репса, получили незамысловатое наименование «Ленинград-1», или просто Л-1. Семиместный Л-1 был оснащён рядным 8-цилиндровым двигателем объемом 5,65 лира, мощностью 105 л.с. и с механической 3-ступенчатой коробкой передач. В конструкции данной машины впервые в отечественном автомобилестроении нашли применение такие технические новшества, как восьмицилиндровый двигатель, сдвоенный карбюратор, синхронизаторы, термостат в системе охлаждения. Кроме того, после НАМИ-1 это была вторая модель с газораспределением с помощью подвесных клапанов, приводимых толкающими штангами. Умеренная степень сжатия (4,4) давала возможность работать на любом виде бензина. Автомобиль также был оснащён традиционной на то время зависимой подвеской всех колёс на полуэллиптических рессорах.

Но не смотря на все достоинства эти шесть Л-1 стали первыми и последними автомобилями, выпу¬щенными «Красным путиловцем». Приказом Наркомтяжпрома работы по производству автомобилей на Ленинградском предприятии были прекращены, а задание создать представительский лимузин для высших чинов советской власти было передано московскому заводу имени Сталина (ЗИС). Было ли это связано с тем, что завод начал осваивать выпуск пропашных тракторов «Универсал» по образцу американского Farmall, или с тем, что они занялись в 1933 году производством средних танков Т-28, так и осталось загадкой. К великому сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра Л-1. Говорят, что опытная партия автомобилей из тех самых шести машин эксплуатировалась в Ленинграде вплоть до начала войны, а в тяжелые годы блокады они бесследно исчезли.

Л-1
6 опытных образцов Л-1
Buick-32-90