Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

МАЗ-200 и 205. Первые белорусские грузовики

Изображение: 
МАЗ-200

Важнейшую роль в любой стране играют грузовые автомобили, без которых невозможна нормальная работа ни одной отрасли производства. В СССР грузовые автомобили играли куда более важную роль, нежели легковые автомобили и производство грузовых автомобилей было особенно развитым.

Важное место в советском строительстве грузовиков, да и в современном грузовом автомобилестроении стран СНГ занимает завод МАЗ или Минский Автомобильный Завод. История грузовиков МАЗ началась еще в 1947 году. В это время, разрушенная войной страна как никогда нуждалась в самосвалах, и с 1947 года заводом МАЗ начали выпускаться 6-тонные самосвалы МАЗ-205. Первый грузовой бортовой автомобиль под маркой МАЗ начал выпускаться только в 1951 году.

Автомобиль МАЗ-205 и МАЗ-200 не был новинкой. Документация по двум автомобилям была предоставлена белорусским автомобилестроителям Ярославским Автомобильным Заводом, а один из конструкторов-создателей этих грузовиков Георгий Кокин, перешел с завода в Ярославле и стал главным конструктором МАЗа.

МАЗ-200 имел американские корни и представлял собой почти полную копию GMC 4-71. Автомобиль оснащался двухтактным дизельным двигателем с прямоточной продувкой, с непосредственным впрыском топлива через насос форсунки и оснащенным объемным лопастным нагнетателем воздуха. Данный двигатель был полной копией американского GMC. Дело в том, что во время войны американской стороной была предоставлена технология и оборудование для капитального ремонта двигателей GMC на автомобилях, которые прибыли из США ранее. Но наши конструкторы и инженеры стали использовать технологию не по назначению: они стали производить точные копии американских двигателей под отечественной маркой ЯМЗ. Двигатель не имел регулятор и был склонен к разносу. Поэтому МАЗ-200 стал первым отечественным грузовиком с тахометром. Двигатель был довольно прожорлив: при посредственных характеристиках он потреблял 30 л солярки на 100 км.

Ярославский и минский грузовики различались облицовкой радиатора. На ярославском ЯАЗ-200 решетка радиатора была украшена фигуркой медведя, на белорусском МАЗ-200 была установлена решетка с зубром. Позже из-за нецелесообразности эстетических изысков, зубр был заменен двумя барельефами по бокам капота.

Автомобиль получился конструктивно передовым. МАЗ-200 получил пятиступенчатую коробку с синхронизаторами, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. А вот рулевое управление не доглядели: механизм был выполнен по схеме червяк-сектор. Автомобилем было физически сложно управлять.

Семейство автомобилей МАЗ-200 продержалось в производстве до 1965 года, после чего был заменен семейством безкапотных грузовиков МАЗ-500.

МАЗ-200
МАЗ-200 перевозит боеголовку боевой ракеты