Мотоколяска для инвалидов К-1В или «Спасибо Гитлеру» | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Мотоколяска для инвалидов К-1В или «Спасибо Гитлеру»

Изображение: 
Мотоколяска К-1В

Великая Отечественная война оставила после себя многие тысячи инвалидов лишенных возможности самостоятельно передвигаться. Однако в то время советская промышленность могла предложить им лишь костыли, что совершенно не решало их проблем. Поэтому они сами облегчали свою участь: делали деревянные тележки на колесах из четырех подшипников. Таким образом, сразу по завершении войны остро встала задача разработки и производства мотоколясок для инвалидов. Решение данного вопроса поручили Киевскому мотоциклетному заводу (КМЗ), который до реорганизации в 1945 назывался Бронетанковый ремонтный завод № 8. В конце 1946 года коллектив конструкторов совместно с инженерно-техническими работниками третьего цеха Киевского мотоциклетного завода на базе уже находившегося в производстве мотовелосипеда К-1Б в сжатые сроки разработали трехколесную мотоколяску К-1В.

В свою очередь легкий одноместный мотовелосипед К-1Б, названный «Киевлянин», производился с начала 1946 года и был копией легкового довоенного немецкого мотоцикла «Wanderer-1Sp» (Странник). При чём небольшой одноцилиндровый двухтактный двигатель «Захс» с воздушным охлаждением и объёмом 98 кубических сантиметра мощностью всего лишь 2,3 л.с. при 4000 об/мин и вовсе без изменений перешёл на К-1Б, а в последствии и на разрабатываемую мотоколяску К-1В.

Серийный выпуск мотоколясок для инвалидов К-1В начался в 1947 году. Её трехколесная рамная конструкция с расположенным впереди рулевым колесом и двигателем была сделана из труб. Управление осуществлялось с помощью рычага, качание которого в вертикальной плоскости управляло ещё и сцеплением. Крутящий момент передавался на заднее левое ведущее колесо с помощью цепной передачи. В частности из-за этого К-1В с трудом брал скользкие подъемы. Инструкция по эксплуатации для такого случая рекомендовала водителю смещаться на сиденье влево, чтобы загрузить единственное ведущее колесо. Пуск и помощь двигателю при его перегрузке в движении осуществлялись ручными «педалями». По этой причине инвалиды порой с грустной иронией называли мотоколяску «Спасибо Гитлеру».

В 1949 году мотоколяску модернизировали. Мощность двигателя увеличилась до 3,3 л.с., масса до 126 кг, называться стала: КМЗ К-1Г. Однако и новая, и предыдущая версии в целом зарекомендовали себя как недостаточно прочные машины с перегруженным двигателем. Мотоколяски имели крайне ограниченный ресурс. Пробег до капитального ремонта составлял не более 6-7 тысяч километров. Тем не менее, уже в 1951 году выпуск трехколесных мотоколясок К-1В для инвалидов Отечественной войны составлял 7,1 тысяч штук, тогда как двухколесных мотоциклов собиралось 14,4 тысячи штук в год. Однако в тот же год производство мотоколясок было свёрнуто, а оснастку и документацию передали на Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ). В дальнейшем там был налажен выпуск более совершенных, имевших закрытый кузов, но тоже трехколесных мотоколясок для инвалидов под названием СМЗ С-1Л.

Кстати, в период производства мотоколясок на её базе мотоцикла завод выпускал небольшой серией грузовые мотоциклы модели К-1Д, предназначенные для обслуживания торговой сети, почты, а также использовавшие как средство межцехового транспорта на предприятиях.

Wanderer-1Sp
Мотовелосипед К-1Б
Мотоколяска К-1В
Мотоколяска К-1В
Грузовой мотоцикл К-1Д
Мотоколяска СМЗ С-1Л