Паромобили Stanley Steamers. 204 км/ч на паровой тяге! | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Паромобили Stanley Steamers. 204 км/ч на паровой тяге!

Изображение: 
Stanley Steamer 1912

В технике есть такое простое правило, что старая конструкция чаще всего лучше только что введенной новой конструкции. Двигатель внутреннего сгорания пришел на смену паровым двигателям, на которых все человечество проработало более века. Разумеется, паровой двигатель не хотел сдавать свои позиции просто так.

В США существовала компания Stanley Motor Carriage Company, которая в период с 1902 по 1924 год выпускала паровые автомобили. Хотя марка выпускала несколько моделей, все автомобили в народе назывались Stanley Steamers.

К моменту основания компании, ее основоположники Фрэнсис Стэнли и Фрилиан Стэнли уже были довольно успешными бизнесменами. Они владели успешной компанией, занимающейся фотографической техникой, которую они продали человеку под очень известной фамилией Кодак и решили заняться автомобилями. Свой первый паровой автомобиль Stanley был построен в 1897 году. За последующие два года было построено и продано 200 автомобилей Stanley. В 1899 году, в качестве рекламы своих автомобилей, Фрилан Стенли и его жена Флора заехали на автомобиле Stanley на гору Вашингтон, которая является третьим по высоте пиком в Соединенных Штатах. Подъем на гору занял более двух часов, Stanley стал первым автомобилем с двигателем, который покорил 12 км дороги на гору Вашингтон. При спуске с горы впервые была использована техника торможения двигателем, которая на сегодняшний день считается основной при спуске по дороге с гор. Первый автомобиль Stanley стал пользоваться популярность, но вскоре близнецы продали права на производство автомобиля-рекордсмена компании Locomobile. В 1902 году близнецы зарегистрировали компанию Stanley Motor Carriage Company.

Главной же фишкой автомобилей Stanley Motor Carriage Company являлось то, что они приводили в движение паровым двигателем. Первый автомобиль Stanley имели легкую деревянную раму, в задней части которой располагался бойлер – вертикальный водяной котел, обогреваемый факелами бензина, а позже керосина. Котел был усилен сетью из нескольких слоев рояльных струн, которые создавали легкий, но прочный защитный каркас на случай взрыва. На первых моделях в качестве форсунок устанавливались вертикальные медные рампы с отверстиями. На более поздних моделях рампы были изготовлены из огнестойкой стали.

Паровые котлы отличались на редкость высоким качеством изготовления, что при технологиях того времени было большой редкостью. Котлы имели несколько предохранительных клапанов, и даже если они не срабатывали, узлы котла были рассчитаны так, что разрывался не сам котел, а отходящие от него патрубки, которые одновременно с разрывом заливали водой факелы нагрева котла. В результате риск травм для пассажира и водителя был минимальным. Не было зарегистрировано ни единого взрыва котла на автомобиле Stanley.

Двигатель имел два цилиндра двухстороннего действия, расположенных параллельно. Поршни двигатель под действием давления пара. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передавался непосредственно на заднюю ось через цепь. Позже, когда права на этот автомобиль были проданы марке Locomobiles, покупатели автомобилей часто самостоятельно дорабатывали конструкцию, улучшая характеристики и ходовые качества автомобиля.

Во второй модели компании Stanley Motor Carriage Company братья Стенли попытались устранить недостатки первой модели. В более поздних моделях кузов стал алюминиевым, и по дизайну и ходовым качествам автомобиль ничем не уступал бензиновым собратьям. Однако, в автомобилях Stanley сохранялось несколько особенностей, присущих паровому автомобилю. У него отсутствовала карданная передача, коробка передач и сцепление.

Позже, к 1910 году паровая установка была перенесена вперед автомобиля и капоту автомобиля дали кличку «гроб». В 1906 году на автомобиле Stanley Steamer был установлен мировой рекорд скорости: автомобиль проехал милю за 28,2 секунды (примерно 204 км/ч). В 1907 году рекорд скорости был побит Гленном Кертиссом на восьмицилиндровом мотоцикле. Он достиг скорости 219 км/ч. На автомобиле рекорд скорости Stanley Steamer был побит только в 1911 году, а среди паровых машин рекорд сохранялся аж до 2009 года! К 1917 году было выпущено уже 500 автомобилей Stanley Steamer.

Но начиная с середины 1910-х паровые автомобили начали сдавать позиции. Эффективность и характеристики бензиновых двигателей стали активно расти и паровые машины уже не могли поспевать за ними. С появлением электростартера использование автомобилей значительно упрощалось, современные трансмиссии делали управление автомобилем с ДВС комфортным. В середине 1910-х компания попыталась привлечь клиентов масштабной рекламной компанией, которой Stanley Motors запугивали покупателей автомобилей вероятностью взрыва бензинового двигателя.

В 1917 году компания была продана частному предпринимателю, спрос на паровые автомобили практически исчез. Максимальная мощность паровой машины составляла 20 л.с., а стоимость такой машины ровнялась шести автомобилям Ford T. Судьба парового автомобиля была предрешена. Полностью фирма прекратила существование в 1924 году.

Логотип Stanley
Стэнли со своей женой покоряют Вашингтонский холм
Рекордный Stanley Steamer