Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Porsche 959. Техническое чудо 80-х

Изображение: 

В каждом десятилетии можно выделить свой знаковый автомобиль, который в дизайне, динамике и технологии был бы образцом. В 80-е таким автомобилем был Porsche 959 – самый высокотехнологичный автомобиль как минимум одного десятилетия. Технологии, которые использовались в Porsche 959 стали использоваться в относительно крупносерийном производстве только к концу 90-х, многие технологии до сих пор используются только на гоночных автомобилях и дорогих суперкарах.

Премьера Porsche 959 состоялась в 1983 году на автосалоне во Франкфурте. На тот момент этот автомобиль был представлен как прототип для участия в гонке Париж-Дакар. Сам прототип был еще довольно сыроват, он был построен на разногласиях в вопросах дизайна, конструкции, двигателя, подвески, трансмиссии. Под большим вопросом также находился и сам выпуск этого автомобиля.

Два года решались технические проблемы и в 1985 году автомобилю был все-таки дан зеленый свет. В 1986 году предсерийный Porsche 959 был представлен публике, официальные продажи автомобиля постоянно откладывались и первые экземпляры были проданы только в 1987 году.

Дизайн автомобиля разрабатывал Луиджи Колани. Незнающий человек, посмотрев на 959 может спутать его с моделью 911, но это ошибка. Кузов Porsche 959 не имеет абсолютно ничего общего с 911, он был разработан практически с «нуля». Вообще говоря, кузов 959 разрабатывался с сильным уклоном в сторону аэродинамического совершенства. Широкие арки, большие свесы, огромное аэродинамическое крыло – все это не штрихи дизайнера, а результат сложного проектирования и расчетов.

Как известно, компания Porsche славится своими моторостроительными технологиями. Мотор и трансмиссия Porsche 959 были просто уникальными. Как известно, в автомобилях Porsche обычно использовались небольшие, оппозитные 6-цилиндровые двигатели с относительно небольшим объемом. Такой же двигатель собирались ставить на 959. Дело в том, что новая модель Porsche проектировалась именно для гонок, для участия в Дакар в группе В. По регламенту группы, двигатель гоночного автомобиля мог иметь объем не более 4 литров без наддува, и не более 2,85 литров с турбонаддувом. Инженеры Porsche предположили, что работать с турбонаддувом куда перспективнее. Для нового мотора был взят блок от стандартного 911, рабочий объем был сокращен с 3,4 до 2,85 литра. Цилиндры имели воздушное охлаждение, которое было заменено водяным, но тем не менее, охлаждение блока осталось воздушным. Каждый цилиндр имел четыре клапана, два газораспределительных вала. Специально для этого двигателя была разработана новая, уникальная трансмиссия, с электронным сцеплением, 5 передачами вперед, внедорожным режимом G и задней передачей.

Porsche 959 стал одним из первых автомобилей, который получил двойной последовательный турбонаддув с двумя последовательными компрессорами разного размера. Это было сделано для того, чтобы кривая мощности была более равномерной, чтобы отсутствовала так называемая «турбояма». В результате «базовая» версия 959 развивала 444 л.с.

Интересные технологии не заканчивались двигателем. Автомобиль нужно было сделать максимально легким, и в попытке достичь минимального веса при максимальной прочности в Porsche 959 нашли широкое применение алюминиевые сплавы, сплавы магния и крайне редкий на то время кевлар. Масса автомобиля составлял всего 1450 кг.

Да, кстати, 959 был полноприводным, причем это был первый в мире автомобиль со столь сложной «интеллектуальной» системой полного привода. Система получила название Porsche-Steuer Kupplung (PSK). В активном режиме, под управлением электронного блока система могла передавать 80% мощности на задние колеса. В случае скольжения или пробуксовки колес электронно-управляемые дифференциалы активно распределяли крутящий момент между колесами. На приборной панели располагались индикаторы, указывающие сколько момента передается задним колесам и трение в дифференциалах. Колесные диски для 959 также были уникальными. Они были выполнены из магниевого сплава и в диске имелась специальная полость, которая была соединена с полостью шины. В ней располагался датчик давления воздуха в шине.

Первый прототип Porsche 959, который был представлен публике в 1983 году не был готов до самого последнего вечера. Даже в ночь перед открытием выставки в 959 вносили последние штрихи. После шоу во Франфурте в конструкцию внесены изменения и уже первый обновленный прототип был разбит в краш-тесте. Продажи автомобиля начались в 1986 году, производство модели было закончено в 1988 году. Всего было выпущено 337 Porsche 959, 37 из которых были опытными образцами. Автомобиль продавался по цене 225 000$, что на тот момент было просто огромной суммой. Но на самом деле Porsche производил 959 «в минус», производство каждой машины обходилось в два раза дороже розничной цены.

Кстати, 959 никогда официально не продавался в США. Дело в том, что для допуска 959 на американский рынок, Национальное управление по безопасности движения потребовало четыре автомобиля для проведения краш-тестов. С учетом того, что автомобили и так производились Porsche в убыток себе, а также то, что всего было выпущено чуть больше 300 автомобилей, разбить 4 959-ых было очень дорого и Porsche отказалось предоставлять автомобили для тестов.

Большинство Porsche 959 находятся в частных коллекциях. Ориентировочная стоимость составляет 300 000 евро.

Концепт Porsche 959 1983 года
Porsche 959
Porsche 959 в разрезе
Porsche 959 на раллийном участке