Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Шестиколесные болиды Формулы 1. Tyrrell P34

Изображение: 
Tyrell P34 образца 1977 года

Было время, когда мир больших гонок был настоящим разгулом технической фантазии и настоящим полем смертельной битвы автомобильных гонщиков. Автомобили, как и их пилоты, просто поражали своей смелостью. Одним из самых интересных решений в Формуле 1 была попытка использования шестиколесного шасси. Всего существовало три таких модели гоночных болидов. Первым из них стал болид Tyrrell P34 в начале 70-х. В этой статье я хочу рассказать о взлете и внезапном падении этой интересной машины.

Идея построить шестиколесный гоночный болид принадлежала конструктору Гарднеру, который пытался построить гоночный автомобиль с отличной управляемостью для гонок Индикар в эпоху расцвета турбонаддува в конце 1960-х. Его творческая мысль пришла к идее оснастить болид четырьмя управляемыми колесами в передней части. Идея Гарднера не была принята очень хорошо с учетом того, что турбокомпрессорные двигатели были вскоре запрещены в Индикар, но Гарднер не опускал руки. Спустя пять лет, Гарднер стал работать конструктором в гоночной команде Elf- Tyrrell Racing и он решил дать продолжение своей «шестиколесной» идее. На этот раз шестиколесная конструкция была необходима для повышения устойчивости на прямых отрезках, а не для лучшего управления автомобилем на выходе из поворотов.

Время, когда Герднер предложил свой проект Кену Тирреллу, владельцу команды, можно было охарактеризовать как время технологических войн в Формуле 1. Практически все болиды были оснащены одинаковыми двигателями Ford Cosworth V8 DFV, на всех стояли идентичные коробки передач и даже шины у всех команд были одинаковыми. Поэтому каждая команда стремилась выжать из своего болида как можно больше сложными техническими ухищрениями.

Гарднер пояснял свою задумку с четырьмя передними колесами следующим образом: если поставить впереди четыре колеса, то для хорошей устойчивости автомобилю потребуется меньший граунд-эффект, а следовательно – переднее антикрыло меньшего размера, а соответственно и меньшего сопротивления. Это улучшит динамические характеристики автомобиля на прямой. Кажущаяся сумасшедшей идея довольно быстра была принята и стала реализовываться в «материале». Болид получил обозначение Tyrrell P34, чтобы отличать этот автомобиль от других болидов Tyrrell, которые обозначались 005, 006 и т.д. Новый концептуальный гоночный автомобиль был представлен 22 сентября 1975 года в отеле Хилтон Хитроу.

Как и большинство новинок, по началу P34 не показывал хороших результатов в рамках тестов. Предсказывалось, что автомобиль будет отлично вести себя на прямых, однако все оказалось совсем наоборот. Аэродинамика автомобиля оказалась плохой. Кроме этого проблемой стал неравномерный износ шин. Дело в том, что диаметр передних шин составлял примерно 0,6 от диаметра задних шин, а это значило, что передние шины делали примерно в 1,6 раз больше оборотов чем задние, а следовательно, изнашивались так же в 1,6 раза быстрее.

Еще одной проблемой стало управление болидом. Гонщикам Патрику Депейллеру и Джоди Шектер был совершенно непривычен длинный нос автомобиля и маленькие передние колеса, которые из-за высоких бортов кокпита было почти невозможно видеть и следить за их контактом с поверхностью трассы и блокировкой при торможении. Тогда в бортах кокпита были сделаны специальные смотровые окна.

Проблемы кое-как были устранены, и эта смелая задумка стала приносить первые результаты. Tyrrell дебютировал в 1976 году на Гран При Испании. Пилот Патрик Депайлер стал третьим в квалификации. Следующий старт в Бельгии стал по-настоящему удивительным. На шведском этапе Гран При Джоди Шектер победил за рулем болида Tyrrell P34 (и это была единственная победа в его карьере) после того, как занял первое место в квалификации.

Но карьера Tyrrell P34 начала двигаться к закату из-за… шин. У компании Goodyear не было интереса в развитии и производстве 10” шин, потому что Tyrrell P34 был единственным гоночным автомобилем, на который они устанавливались. Кроме того, стала возникать проблема с тормозами. Передние колеса вращались намного быстрее задних и при этом имели меньшие размеры, из-за чего очень сильно грелись. Так или иначе, Tyrrell P34 закончил сезон 1976 года одной победой, еще восемью восхождениями на пьедестал и двумя быстрейшими кругами. В 1977 году были проведены работы по улучшению P34, но не смотря на новую карбоновую раму и другие нововведения, главные проблемы с износом шин и перегревом передних тормозов остались нерешенными. К концу 1977 года проект P34 был закрыт.

Но это был не единственный шестиколесный болид Формулы 1. В конце 1977 года был построен болид March 2-4-0. Но это уже другая история.

Tyrell P34
Tyrell P34
Tyrell P34