Системы безопасности: антиблокировочная система ABS | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Системы безопасности: антиблокировочная система ABS

Изображение: 
Система ABS

В подавляющем большинстве современных автомобилей устанавливается антиблокировочная система тормозов ABS. Эта система уже давно не является чем-то из ряда вон выходящим, о том, что автомобиль оснащен этой системой уже давно не хвастаются рекламные проспекты, а на задке автомобилей нет трех букв ABS. Но необходимость и пользу этой системы очень тяжело переоценить. Эта относительно простая система сохраняет контроль над автомобилем в самых тяжелых условиях экстренного торможения.

Немного о принципе работы системы. На тормозной механизм автомобиля устанавливается датчик, который контролирует скорость вращения колеса. При торможении датчик определяет остановку колеса, либо момент, когда скорость вращения близка к блокировке. Сигнал поступает в электронный блок, который передает управляющий сигнал на гидравлический блок, который разжимает колодки, не давая колесу полностью остановиться. Когда колесо разгоняется до опеределенной частоты вращения, колодки вновь сжимаются. Цикл повторяется до полной остановки.

Первые попытки разработать систему, препятствующую блокированию колес, производились еще в 20-е годы. Особенно плотно этой системой занималась немецкая мастерская Bosch. Система привода тормозов тогда была тросовой, позже она была заменена примитивной гидравлической системой. Но проблема блокирования колес при торможении не могла быть решена.

В 1936 году был запатентован сам принцип работы антиблокировочной системы. Но она работала лишь в теории. Изобретение опережало свое время: не существовало электронных и механических систем, которые могли обеспечить необходимое быстродействие. С широким распространением полупроводниковых электронных систем во второй половине XX-века проблема стала решаться. Первые попытки установки ABS были произведены американским автогигантом GM, но выяснилось, что американская система очень ненадежна и кроме того способна спонтанно заблокировать колеса.

Работоспособная и надежная система ABS появилась в Европе при сотрудничестве двух крупных компаний Bosch и Teldix. Обе этих марки имели большой опыт и наработки в сфере тормозных систем. Teldix очень тесно сотрудничала с маркой Daimler-Benz. Teldix разработала надежный механизм, но компании не хватал опыта работы с электронными системами. Работу над системой ABS завершила марка Bosch. Bosch также модернизировал датчик, сделав его бесконтактным, повысив во много раз его надежность и долговечность.

Разработка электронного блока управления системой ABS заняла 5 лет. Следующее поколение ABS окончательно утвердило систему как надежную и безопасную. Система оказалась очень эффективной в обеспечении безопасности. В августе 1978 года марка Mercedes-Benz выпустила первый автомобиль, оснащенный серийной системой ABS. Через несколько лет в качестве опции эта система стала предлагаться для почти всего модельного ряда Mercedes. К 1984 году по дорогам мира колесил уже миллион автомобилей Mercedes, оснащенных антиблокировочной системой ABS.

В 1981 году была начата разработка антиблокировочной системы для грузовых автомобилей. В сотрудничестве с маркой Wabco был создан аналог системы ABS для пневматических тормозов. С 1987 года система ABS стала устанавливаться на все туристические автобусы, с 1991 года она стала устанавливаться на все грузовые автомобили марки Mercedec-Benz. C 1990 года система ABS от Bosch стала устанавливаться на гоночные автомобили Mercedes для кузовных чемпионатов.

В 1989 году была проведена модернизация второго поколения ABS. Новая система ABS 2E была интегрирована непосредственно в гидравлическую систему тормозов, электронная часть системы стала еще более компактной. К основной функции противостояния блокированию колес добавилась дополнительные функции, например, электронное распределение тормозного усилия.

Система ABS стала платформой для разработки множества электронных систем активной безопасности. В 1981 году были начаты работы над противобуксовочной системой ASR. Эта система управляла частотой вращения колес относительно поверхности дороги, подтормаживая колеса и управляя частотой вращения двигателя. Еще одним ответвлением антиблокировочной системы стал автоматически блокирующийся дифференциал ASD, выпущенный в 1985 году. В 1995 году была выпущена система электронной стабилизации ESP, также работающая на базе ABS. В современных автомобилях данные системы ABS могут использоваться различными системами автомобиля, например, автоматической трансмиссией или системами круиз-контроля.

Можно сказать, что система ABS, которая была построена при сотрудничестве компаний Bosch, Teldix и Wabco, стала переломным моментом во внедрении электронных систем в серийные автомобили.

Электронный блок ABS первого поколения
Испытания системы ABS
Испытания системы ABS
Испытания системы ABS
Испытания системы ABS
Электронно блокируемый дифференциал ASD