Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Системы безопасности: бамперы.

Изображение: 
BMW e21

В современном автомобиле большую роль в экстерьере автомобиля играет бампер. Но несет он не только эстетическое назначение. В первую очередь он был предназначен для того, чтобы в случае небольшого столкновения основной кузов автомобиля деформировался несильно.

Первые автомобили бамперов не имели. Потребность в «буферах» стала расти вместе со скоростью передвижения автомобилей. Сначала они появились на автомобилях высокого класса, немногим позже – на массовых автомобилях среднего класса, например, Ford A. Конструкция первых бамперов представляла собой две металлических полосы из пружинной стали, которые смягчали удар при небольшом столкновении, но на приличной скорости были совершенно бесполезны. Постепенно конструкция бамперов стала меняться, но до 1930-х по сути оставалась прежней.

В 30-е годы две параллельные полосы из пружинной стали заменяться бамперами с П-образным профилем. Эти бампера работали уже не за счет подпружинивания, а за счет деформации самого бампера. В 1932 году бампера такого типа появились на автомобилях марки Ford. На протяжении последующих лет форма бампера постоянно изменялась и модернизировалась. К концу 30-х форма бампера стала довольно сложной, бамперы теперь имели закругленные края, заходящие на передние крылья. Бампер стал превращаться из просто технической детали в деталь дизайна.

В 60-е пути развития бамперов разделились по странам. В США бамперы стали представлять собой массивную деталь, сложной и очень разнообразной конструкции. Европейский дизайн наоборот по большей части пошел в сторону минимализма. В 60-е годы американские бамперы стали делать интегрированными в кузов, чуть позже стали появляться специфичные конструкции, у которых бампер обрамлял и фары и радиаторную решетку. К началу 70-х в Америке был популярен спортивный стиль: бампер стал чисто условным или мог отсутствовать вообще.

В 1973 году в США вступил в силу стандарт, согласно которому передний и задний бампер должны били защищать основные детали кузова от повреждений от удара на скорости 5 миль/ч (8 км/ч ). Сначала это правило касалось переднего бампера, затем стало распространяться и на задний бампер.

В 1970-е годы в европейском автомобилестроении начинается новый этап. Бамперы становятся интегрированными в кузов. Первым таким автомобилем становится модель SIMCA 1308, которая, кстати, стала прототипом перспективной модели Москвич 2141. Интегрированные бамперы стали быстро распространяться среди европейских марок. В это же время большинство европейских автомобилей стали оснащаться молдингами – боковыми пластиковыми накладками, защищающими кузов от мелких повреждений при повседневном использовании. В 80-е годы бамперы становятся частью аэродинамического «образа» автомобиля. Помимо интеграции в кузов, бамперы начинают выполнять функцию спойлеров и диффузоров, регулируя поток воздуха. Многие модели получают противотуманные фары и указатели поворотов, интегрированные в бамперы. В 90-е годы европейские бамперы начинают утрачивать свою основную функцию. Они окончательно сливаются с кузовом и чаще всего представляют собой хрупкую скорлупу из стеклопластика. Дело в том, что в большинстве автомобилей стала предусматриваться «спланированная» схема смятия кузова, под поверхностью бампера стали устанавливаться усилители и специальные сектора, поглощающие энергию при аварии. Сам бампер стал чисто декоративным элементом.

В настоящее время во всем мире действует стандарт, согласно которому бампер должен защищать кузов от повреждений при ударе на скорости 4 км/ч. В США до 2009 года стандарт предусматривал скорость 8 км/ч. Именно поэтому, если обратить внимание на две идентичных модели для США и Европы середины 2000-х, можно заметить различия в форме переднего и заднего бамперов. В 2009 году в США был принят стандарт для скорости 4 км/ч.

Ford A образца 1932 года с П-образным сечением бампера
Ford A с простым бампером
Пакард 1941 года со сложным бампером
Mercury Montclair 1956 года
Pontiaс GTO с практически отсутствующим бампером
Ford 1976 года с бампером, выполненым по новому стандарту
Европейский бампер конца 60-х середины 70-х
Бампер Audi 100 с интегрированными противотуманными фарами
Simca 1308 с интегрированным в кузов бампером
Современный бампер BMW 5 series