Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Советская аэродромная техника

Изображение: 
Цистерна АЦЗ-Сервисер

На днях в голову пришла мысль рассказать про технику, которая работала и работает в отечественных аэропортах. Ведь работа там довольно специфична, соответственно и машины, подобно военным, не совсем обычны.

Производством техники для гражданской авиации СССР занимался один завод – «Опытный завод №85 гражданской авиации». Мало кто знал и знает о существовании и работе этого завода. Он не был ни стратегическим, ни секретным, но продукцией опытного завода №85 пользовались почти все, кто хоть раз летал самолетами «Аэрофлота».

Истоки специальной техники для аэродромов уходят а пивоварное дело Латвии XIX века. Пивоварня Stritzky была основана в 1854 году и являлась большой частью промышленного производства Риги. Эта пивоварня была очень известной и процветающей, вплоть до 1940 года. В 1940 году Латвия вошла в состав СССР и пивоварня Карла Стрицкого была национализирована. В этом же году была решена судьба пивоварни – на ее площадях было решено организовать завод по ремонту и производству авиаприборов и радиоаппаратуры. В 1941 году начались работы по переоборудованию пивоварни, но началась война…

После войны, когда жизнь понемногу стала возвращаться в привычное русло, про планы на пивоварню Stritzky вспомнили и завершили начатое. В 1950 году предприятие получило полусекретное ведомственное обозначение «Почтовый ящик 44» и преступило к работе. Первая продукция завода №85 предназначалась для сельскохозяйственной авиации. Завод занимался мелким производством простых устройств. В 1957 году заводом было выпущено первое транспортное средство для нужд аэропортов – электрокар ЭК-2 на пневматических шинах. Причем суть производства заключалась только в замене стандартных жестких шин на пневматические. Сами электрические тележки производились в Беларуси. Но это был большой шаг к большому разнообразию техники для аэропортов.

Первыми серьезными транспортами для нужд аэродромов стали автомобили АПК-1 с поднимающимся кузовом и ленточные транспортеры для аэропортов. Эти машины также не были собственной разработкой завода в Риге, в основном они разрабатывались в Москве.

В 1962 году руководство завода обновляется, руководителем завода становится Владимир Рентель. Во время его руководства заводом, завод достигает наибольших успехов в строительстве аэродромной техники. Ренталь для обслуживания аэропортов и аэродромов – тоже самое, что Королев для космонавтики. Будучи авиационным конструктором, он как никто знал, что и как нужно делать.

Одна из первых разработок под руководством Ренталя – автолифты АЛ-1 и АЛ-2. Появление такого типа устройств было связано с быстрым развитием авиационной гражданской техники. Если раньше продукты питания и другие расходные материалы поднимались на самолет вилочным погрузчиком, то расширенный ассортимент продукции и блюд требовал более качественного к себе отношения. В качестве шасси использовалась рама и узлы автомобиля ГАЗ-51, кабина была сделана по примеру РАФ-251. Кузов имел застекленные скаты крыши, небольшую платформу и подъемный механизм типа ножницы. Подобные машины так хорошо себя зарекомендовали, что в отечественных аэропортах их использовали вплоть до конца 80-х.

В 1965 году завод №85 выпустил ветровинтовую машину ВМВ-3 для очистки взлетно-посадочной полосы от снега. Она представляла собой полуприцеп для тягача, на котором были установлены два авиационных турбовинтовых двигателя АИ-20. Тягач двигался по центру взлетно-посадочной полосы, а мощные потоки воздуха от двигателей очищали полосу.

Интересной машиной также был погрузочный АПК-9, который был построен на платформе ЗИЛ-130. На вид это был обычный грузовой автомобиль. Но в рабочем режиме кузов поднимался на подъемнике-ножницах, из кузова выдвигалась лента транспортера, а всеми операциями, в том числе и движением автомобиля можно было управлять с проводного пульта. И вся эта техника была выпущена в 1967 году.

«Опытный завод №85 гражданской авиации» также выпустил первые в СССР и наверное первые в мире заправщики, над дизайном которых работали дизайнеры. Над внешним видом вроде бы простой автоцистерны работали настоящие художники Всесоюзного НИИ технической эстетики. Результатом стал заправщик ТЗ-2. Помимо гармоничного внешнего вида, он имел еще несколько прогрессивных решений. Сама заправочная надстройка была изготовлена из алюминия, закачка топлива осуществлялась снизу. Эти решения используются в топливозаправщиках во всем мире, но придуманы они были в Риге в 1968 году.

Этим же заводом был построен первый аэродромный пассажирский транспорт. Первые экземпляры низкопольных автобусов представляли собой автобус-полуприцеп и тягач. Это первый автобус назывался АППА-4. Его можно считать первым в СССР низкопольным автобусом. К 1978 году завод переехал из пивоварни на новые производственные площади на окраине Риги.

Основным шасси для техники «Опытного завода №85 гражданской авиации» стали грузовые автомобили ЗИЛ-130, на базе которых строилось огромное количество различных модификаций для нужд аэропортов и аэродромов. К концу 80-х предприятие превратилось в мощное объединение НПО «Авиатранспроцесс». Однако, после развала СССР и обретения Латвией суверенитета объединение прекратило свое существование.

Но дело не было похоронено. Работники завода организовали свое собственное частное предприятие LAS-1, которое на площадях НПО «Авиатранспроцесс» и по сей день выпускают специальную технику для гражданской авиации.

Модернизированный электрокар ЭК-2
Первый автолифт АПК-1
Автолифт АЛ-1
АЛ-6 для обслуживания легендарного ТУ-144
Лифт АПК-9 с дистанционным управлением
Ветровая машина ВМВ-3
Цистерна ТЗ-2
Первый низкопольный автобус АППА-4