Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ВАЗ-1111 "Ока". Самый дешевый и экономичный отечественный автомобиль

Изображение: 
ВАЗ-1111 "Ока"

В предыдущей статье мы писали про первый проект ВАЗ, микролитражку Э1101, проект которой был не доведен до конца на ВАЗе и был передан на украинский завод «Коммунар». Но в семействе автомобилей ВАЗ была еще одна микролетражка – знаменитая ВАЗ-1111 «Ока». Эта машинка выделяется из модельного ряда ВАЗ, и выделяется не только компактным видом, но и занятной историей создания.

Во многом «Ока» появилась благодаря энтузиазму молодых конструкторов СМП – Серпуховского моторосборочного предприятия. На этом предприятиие длительное время производилась знаменитая мотоколяска СЗД, в народе прозванная «инвалидка». Она представляла собой несуразное, шумное, абсолютно некомфортное средство передвижения, конструкция которого не просто устарела, а совсем уже никуда не годилась. Эта штука настолько надоела инженерному составу СМП, что в начале 80-х большая часть молодых специалистов отправилась к руководству с просьбой создать новый, современный объект производства. Не без усилий, но их услышали. В 1983 году на автомобильный завод ВАЗ была отправлена комиссия от Серпуховского завода, с целью попросить руководство ВАЗа спроектировать новый микролитражный автомобиль для инвалидов, взамен старой СЗД.

Хотя у ВАЗа уже были кое-какие наработки в создании переднеприводных микролитражных автомобилей, но их было недостаточно. Будущая «Ока» должна была быть совсем маленькой, иметь небольшой, возможно, мотоциклетный двигатель. Машина проектировалась с оглядкой на импортные образцы, особенно близким к концепции стал корейский Daihatsu Cuore. Как и корейский автомобиль, «Оку» планировалось оснащать трехцилиндровым двигателем небольшого объем а. У отечественных двигателестроителей опыта создания такого двигателя не было. Ведущий конструктор А. Розов спроектировал двигатель для ВАЗ-1111 с нуля, но его проект, увы, не пригодился. Дело в том, что когда проект нового двигателя был завершен, было принято решение ставить автомобиль на конвейер и максимально унифицировать с выпускаемыми автомобилями семейства ВАЗ. Тогда было принято решение сделать двигатель для 1111 просто разрезав четырехцилиндровый двигатель от новой переднеприводной 2108, которая после проработки Porsche готовилась к запуску в серию.

В целом должен был получиться небольшой автомобиль, которым могли бы пользоваться и люди с ограниченными возможностями и который мог позволить себе рядовой рабочий человек. Разработка «Оки» попала в волну правительства с «товарами народного потребления», поэтому разработка «Оки» стала иметь еще и небольшой политический оттенок.

Дизайн для «Оки» был разработан самобытный, то есть он не был срисован с какой-либо заграничной модели, хотя многие решения были подчеркнуты из иностранных микролитражек. Особенно большое внимание было обращено на японские микроавтомобили, ведь они всегда славились автомобилями этого класса. Габаритные размеры, эргономика, общие пропорции были взяты с автомобиля Daihatsu Cuore. Вот и все, что было заимствовано. Дизайн и вся конструкция автомобиля разрабатывалась в очень жестких рамках требований завода в Серпухове. Экономили на каждом сантиметре конструкции.

Интересен тот момент, что для «Оки» не было подходящих фар. В это же время одно советское НИИ разработала унифицированную фару для грузовых автомобилей, которая позже устанавливалась на автомобили МАЗ, КаМАЗ, ЗИЛ и многие другие. В общий дизайн автомобиля было сложновато вписать прямоугольную фару, но обрамив ее пластиковой рамочкой, она очень удачно встала на место.

Серийные ВАЗ-1111 были максимально унифицированны с автомобилями модельного ряда ВАЗ. Стоит отметить только двигатель, который представлял собой половину от четырехцилиндрового «ВАЗовского» двигателя, два поршня двигались одновременно вверх и вниз, движение поршней компенсировалось двумя балансировочными валами в картере. Двигатель имел мощность 33 л.с.

Так и получился ВАЗ-1111 «Ока», маленький, брутальный, с двухцилиндровым двигателем, объемом 0,65 литра. «Ока» стала самым дешевым в истории отечественного машиностроения автомобилем, а также она стала и самым экономичным отечественным автомобилем.

«Ока» производилась на ВАЗе и на СеАЗе в Серпухове. В 1995 году 1111 была снята с производства на ВАЗе, в 2006 году в Серпухове было налажено производство модернизированной Оки с китайским трехцилиндровым двигателем. В 2008 году производство ВАЗ-1111 было прекращено.

ВАЗ-1111 "Ока"
Daihatsu Cuore
Макет ВАЗ-1111 "Ока"
ВАЗ-1111 "Ока" на испытаниях
ВАЗ-1111 "Ока" на испытаниях
ВАЗ-1111 "Ока" на испытаниях
Компоновка ВАЗ-1111 "Ока"