Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Вездеход Ленина или Rolls-Royce на гусеничном ходу

Изображение: 
Rolls-Royce Ленина

В автопарке российского правительства всегда было много занятных автомобилей. Сегодняшний рассказ пойдет про один из самых уникальных правительственных автомобилей, про единственный в мире Rolls-Royce на гусеничном ходу В. И. Ленина. Этот автомобиль сохранился в первозданном виде и является великолепным образцом инженерного творчества.

Появление Rolls-Royce на гусеничном ходу связано с французским конструктором и изобретателем Адольфом Кегрессом, который в начале XX века работал при дворе императора Николая II. В 1906 году Кегресс стал руководителем императорского гаража, позже он стал личным механиком и водителем императора.

Николай II был большим любителем автомобилей и у него был довольно большой автопарк. Кегресс обслуживал и следил за этими автомобилями, но помимо этого он продолжал заниматься и изобретательской деятельностью. Как известно, в России всегда было только две беды и Кегресс работал над тем, как бороться с дорогами, точнее их отсутствием. Он строил автомобили повышенной проходимости. Он устанавливал в передней части автомобиля лыжи, а на заднюю, приводную ось, ставил специальное шасси с мягкими «траками», сделанными из войлока или резины. В 1914 году его конструкция приобрела окончательный вид и Кегрессу был выдан патент на изобретение «автомобильных саней, движущихся с помощью бесконечных ремней с нажимными роликами».

Кстати, февральскую революцию и крах империи французскому конструктору удалось пережить без потерь. Он сдал императорский гараж в подчинение новому правительству а сам с семьей уехал в Финляндию, а затем вернулся во Францию. После этого его патент на самоходные автосани выкупила марка Ситроен и взяла его на работу инженером, где он и проработал до конца своей жизни.

Но идея Адольфа Кегресса продолжила свое существование и в России. Владимир Ильич всегда был большим поклонником автомобильной техники и в особенности британской марки Rolls-Royce. C 1919 года в качестве основного автомобиля он использовал Rolls-Royce Ghost, но с ним возникали проблемы, особенно в весеннее и зимнее время, когда дороги исчезали и машина часто застревала. В 1920 году он заказал еще несколько Rolls-Royce из Великобритании.

Зима 20-ого года выдалась особенно снежной и Ленина все больше беспокоила проблема застревающего служебного транспорта. Ленин вспомнил, что однажды в Царском Селе видел повозку Кегресса и Владимир Ильич решил, что это было бы идеальное решение его проблемы. За основу был взят Rolls-Royce Silver Ghost, который был куплен в 1922 году.

Гусеница представляла собой ленту из войлока, пропитанного и покрытого резиной. Привод гусеницы осуществлялся двумя приводными колесами, которые были связаны с основной осью автомобиля цепной передачей. Между приводными колесами располагалось четыре опорных катка. На передние колеса монтировались широкие и длинные лыжи. Проходимость у этого Rolls-Royce была просто великолепная. Единственным недостатком было то, что резиновая лента не имела прочного зацепления с колесами с внутренней стороны и она иногда проскальзывала, когда под нее набивался снег. Машина прослужила Ленину до самой смерти и до сих пор хранится в музее.

Вездеход Кегресса на базе Mercedes-Benz
Автосани Николая II
Rolls-Royce Ленина переделанный по схеме Кегресса
Rolls-Royce Ленина переделанный по схеме Кегресса