Welbike - складной мотоцикл для диверсионных операций | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Welbike — складной мотоцикл для диверсионных операций

Изображение: 
Welbike

Музей ЦРУ является хранилищем многих интересных экспонатов, связанных с предшественником Центрального разведывательного управления США, Управлением Стратегических Служб (OSS). Одним из самых необычных его военных экспонатов является уникальное транспортное средство под названием «Welbike». Прототип мотоцикла был разработан Гарри Лестером, сотрудником Special Operations Executive, (SOE) — британской разведывательно-диверсионной службы. Разработка проходила в секретном исследовательском центре городке Вэлвин (Welwyn), не далеко от Лондона. Любопытно, что все диверсионные специальные разработки этого учреждения получали названия, начинающиеся на Wel. Welbike предназначался специально для использования в подобных операциях в качестве десантируемого транспортного средства.

Учитывая, что он должен был помещаться в стандартный британский десантный контейнер, габариты которого составляли 130 см в длину, 38 см в высоту и 30 в ширину, Welbike имеет исключительно миниатюрные размеры. Чтобы удовлетворять этим требованиям, конструкция была максимально упрощена – двигатель объёмом 98 куб.см, отсутствие фар, тормоз только на заднее колесо. Баки вмещали всего 3,7 литра, а их дно располагалось ниже карбюратора, следовательно, парашютисту время от времени приходилось подкачивать бензин с помощью ручных помп, встроенных в бак. Тем не менее, благодаря малому расходу топлива, запас хода был достаточно большим – около 60 км. Сухой вес данного транспортного средства составлял всего 32 кг.

Чтобы вытащить Welbike из контейнера, поднять руль и сиденье и десантнику было достаточно всего 11 секунд. Чтобы облегчить обнаружение, контейнеры имели специальную маркировку, а парашюты были сшиты из яркой цветной материи. Серийное производство Welbike`ов началось в 1942 году на предприятии Excelsior в Бирмингеме и продолжалось вплоть до 1945 года. Всего было выпущено 3853 подобных мини мотоциклов в трех модификациях. Welbike массово использовались при высадке в Нормандии и особенно в Арнеме (десантная операция Marketgarden). Кроме того, они нередко использовались как персональное транспортное средство на аэродромах.

Среди солдат «Welbike» получил прозвище «Famous James» (знаменитый Джеймс). Мотоцикл был хорошим подспорьем, позволяя заметно ускорить передвижение десантников, но обладал и рядом недостатков. Во-первых, контейнер с мотоциклом сначала нужно было обнаружить, что было достаточно проблематично. Разница в весе десантников и контейнеров, выливалась в то, что они достигали земли на почтительном расстоянии друг от друга. Нередко контейнеры с мотоциклами приземлялись прямо в руки противнику. Особенно часто такое происходило во время высадки в Арнеме. Ну и главный недостаток – слабый мотор и малый диаметр колес, которые позволяли передвигаться только по ровной поверхности. Зачастую, десантники просто не могли использовать Welbike на пересеченной местности и попросту бросали его. Образцы Welbike, кроме музея ЦРУ, выставлены в музеях Англии и Южной Африки.

Welbike
Контейнер с Welbike
Welbike в музее