Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Завод ЗиС. Военные годы

Изображение: 
ЗИС-5

После начала войны, большинство предприятий, близких к фронту стали готовиться к уничтожению а те, что можно было оперативно вывезти - к срочной эвакуации. К октябрю 1941 года завод ЗиС был полностью остановлен и был готов к уничтожению. Но удачные наступления Красной армии в 1941г позволили заводу в срочном порядке эвакуироваться в Миасс, Ульяновск и другие города. Уже в начале 1942 года с конвейера в Миассе и в Ульяновске начали сходить первые военные ЗиСы.

Заводы стали потихоньку наращивать производство. В качестве базы использовались не только шасси и шины. Увеличивался выпуск военных грузовиков ЗиС-5В, был налажен выпуск полугусенечных тягачей ЗиС-22, ЗиС-42. Помимо автомобилей, завод в годы войны занимался производством оборудования для нужд фронта: минометов, мин, снарядов и прочего. В 1942 году завод ЗиС получи первый орден Ленина за быструю наладку производства боеприпасов для Красной армии.

В 1942 году, параллельно с производством военных грузовиком и другой военной техники, завод получил поручение от правительства на разработку легкового автомобиля, полностью собственного производства и собственными силами.

К осени 1944 года, когда Великая Отечественная подходила к концу, первые опытные образцы ЗиС-110 были готовы.

Всего за военные годы было выпущено более 100 000 автомобилей, не смотря на сложные условия. Большую часть из них составляли ЗиС-5 – «трехтонки» или «Захары». Эти неприхотливые, простые и надежные автомобили оставались в производстве еще два десятка лет после начала производства.

После окончания войны, в руки советской армии попали немецкие документы об испытаниях советской захваченной техники, в том числе и ЗиС-5. Даже с высоты немецкого автопрома, отзывы были исключительно положительными. Немецкие конструкторы отзывались об отечественных ЗиС-5 как очень выносливых и неприхотливых автомобилях с высокой проходимостью.

ЗиС-42
ЗИС-110