ЗАЗ 965 "Горбатый". Автомобиль для масс | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ЗАЗ 965 «Горбатый». Автомобиль для масс

Изображение: 
ЗАЗ 965

Шли 50-е, война давно закончилась, Советский Союз и Европа стали приходить в себя. Восстановление начала и автомобильная промышленность. Автопроизводители начали заваливать Европу экономичными и недорогими малолитражками: Fiat 500/600, BMW Isetta, VW Beetle – вот на чем ездила послевоенная Европа. В США все было по-прежнему: во время войны на ее территорию не упала ни одна бомба, поэтому американские автомобили так и остались 6-метровыми гигантами с расходом как у среднестатистического теплохода.

В СССР с транспортом для «масс» было туго. Было всего два завода, которые производили массовые легковые автомобили: Горьковский завод и МЗМА. Горьковский завод производил «Победы», которые были доступны далеко не каждому гражданину, а вот МЗМА производил вполне доступные «Москвичи», но таким малым тиражом, что автомобиль опять же могли позволить себе не многие. Было решено сделать маленький, практичный автомобиль для масс. И задача эта была поручена уже опытному заводу МЗМА. А производство планировалось наладить на Запорожском заводе комбайнов «Коммунар».

Решили воспользоваться опытом европейских производителей, как и в случае с «Москвичом». Оно и понятно, время тяжелое, средства – ограничены, а покорять мир новыми разработками в автомобилестроении и дизайне никто и не планировал. Большинство европейских малолитражек было заднеприводными. В СССР тоже были проблемы с ШРУСами, поэтому решили не мудрить и сделать автомобиль тоже заднеприводный. По всем требованиям больше всех подходил итальянский Fiat 600, он и стал прообразом будущего «горбатого» ЗАЗ 965.

Как уже говорилось, разработка нового автомобиля происходила на московском автозаводе и проект сначала получил обозначение «Москвич-444». Сначала планировалось, что в качестве двигателя будет взят мотоциклетный мотор МД-65, но позже от этого двигателя пришлось отказаться из-за малого ресурса и низкой мощности. Двигатель решили разработать новый. Всего было предложено три проекта, два из которых представляли почти полностью копированные аналоги иностранных двигателей. В это время в иностранных изданиях стали появляться новости о новом автомобиле, разрабатываемом в СССР, причем всем уже было понятно, что он будет откровенно копирован с Fiat 600. Советские инженеры решили проявить гордость и разработали свой V-образный двигатель.

В 1960 году опытная серия из первых «Запорожцев» прибыла в Кремль. Руководство страны решило – автомобилю быть. 22 ноября 1960 года была выпущена первая партия «горбатых».

ЗАЗ 965 имел просто уйму недостатков. Двигатель был слабым и шумным, автомобиль получился невместительным, тесным. Но он был экономичным и доступным, и это самое главное. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Автомобиль ЗАЗ 965 модернизировался неоднократно
. Сначала были доработаны тормоза, затем мощность двигателя возросла с 27 л.с. до 30 л.с., было выпущено несколько вариантов для инвалидов. Автомобиль простоял на конвейере до 1969 года, когда был заменен новой, более вместительной и современной моделью ЗАЗ 966. Так закончилась история отечественного супер-мини.

ЗАЗ 965
ЗАЗ 965