Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ЗАЗ 966 "Ушастый"

Изображение: 
ЗАЗ 966

Продолжением истории «горбатого» ЗАЗ-965 стал «ушастый» ЗАЗ-966. Выпускался он заводом «Коммунар» с 1966 по 1974 год. Работы над новым автомобилем шли параллельно с производством ЗАЗ 965; разработка нового, более вместительного «Запорожца» ЗАЗ-966 началась еще в 1960 году, в том же году, в котором 965-ый только встал на конвейер.

Начало производства нового ЗАЗ-966 началось только спустя шесть лет после выпуска первого прототипа. Это было связано с тем, что новым автомобилем завод «Коммунар» занимался исключительно самостоятельно, в то время как «горбатым» занимался опытный МЗМА. Первые партии ЗАЗ-966 оснащались слегка доработанным двигателем от ЗАЗ-965, мощностью 30 л.с., что для покрупневшей и потяжелевшей машины было мало. С 1967 года стали выходить «Запорожцы» с модернизированными двигателями, мощностью 40 л.с. Сначала планировалось выпускать новый ЗАЗ-966 тиражом в 150 тыс. единиц в год, но на такие объемы выйти так и не удалось. Причина была проста: все средства были брошены на постройку нового Волжского автозавода.

Кстати, о внешности автомобиля. Дизайн ЗАЗ-966 был отнюдь не уникальным. Он представлял собой нечто, собранное из дизайнерских решений нескольких автомобилей из разных стран. Для нового ЗАЗ были взяты решения из Hillman Imp, немецкого NSU Prinz, итальянского FIAT 1300/ 1500, французских Simca 1000 и Renault R8, японской Mazda 800 и Hino Contessa. Исходным образцом для создания ЗАЗ-966 стал американский автомобиль Chevrolet Corvair, на который был очень похож первый прототип. Наиболее близким к серийному ЗАЗ-966 стал немецкий аналог NSU Prinz, его даже очень легко перепутать с нашим соотечественником. Единственным уникальным элементом дизайна стали незабвенные «уши» воздушного охлаждения двигателя.

Подвеска ЗАЗ-966 была взята с Fiat 600 и была сильно переработана. Это была хорошая конструкция с двумя шарнирами на полуось, продольными А-образными рычагами. Такая конструкция даже использовалась на автомобилях BMW 3 e21 и e30. Лучшую кинематику имели только многорычажные подвески. Коробка передач для нового ЗАЗ-966 была разработана с нуля. Она получилось очень удачной, с большим ресурсом и большим запасом прочности. Эта коробка позволяла устанавливать более мощные двигатели, чем благополучно пользовались многие «самоделкины». Известны случаи, когда на ЗАЗ-966 устанавливали даже двигатель от ГАЗ-21.

В целом, автомобиль получился современнее и вместительнее своего младшего брата ЗАЗ-965, но составить мощную конкуренцию своим соотечественникам «Москвичу» и ВАЗу не мог. Единственным преимуществом ЗАЗ-966 была отличная проходимость, простота и доступность. На смену «ушастому» пришел ЗАЗ-968, хотя это был тот же ЗАЗ-966 с небольшими доработками.

ЗАЗ 966
ЗАЗ 966