Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ЗИЛ-Э167. Вездеход, спроектированный за 2 месяца

Изображение: 
ЗИЛ-Э167

В советское время отечественное автомобилестроение было более активным, нежели сейчас и особенно это касается грузовых автомобилей, выпуск и эксплуатация которых пересекалась с военными целями.

В 1961 году СКБ ЗИЛ было начато проектирование автомобиля-снегохода повышенной проходимости с грузоподъемностью не менее 3,5 тонн. Основанием для проекта послужило задание Управления автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза от 20 декабря 1961 года. На проектирование нового автомобиля был выделен всего год, проектирование машины должно было закончиться 1 января 1963 года, но и эти сроки затем сократились: к работе над проектом приступили только в конце 1962 года.

В результате, на проектирование новой модели, получившей обозначение ЗИЛ-Э167, осталось всего 2 месяца, так как большую часть времени, выделенного на проект, конструкторы занимались подготовкой документации для колесного тягача ЗИЛ-135. Поэтому к назначенному сроку документация была выпущена не в полном объеме, а большая часть узлов и деталей были взяты из проекта ЗИЛ-135.

По концепции вездеход должен был иметь клиренс не менее 700 мм, высокую проходимость и возможность двигаться по грунтам с высокой подвижностью. Чтобы обеспечить такие характеристики, на машину нужно было установить колеса диаметром не менее 1700 мм, а на каждом колесе должен был быть установлен отдельный редуктор.

Под такие требования больше всего подходили колеса минского одноосного тягача МАЗ-529Е с диаметром 1790 мм и специальным рисунком для хорошего сцепления с грунтом. Для ЗИЛ-167 были разработаны и изготовлены специальные составные колесные диски из стекловолокна. Стальными были лишь стальное кольцо и диск, которым колесо крепилось к ступице. Конструкторами также была предусмотрена установка специальных шин 1500х480 с широким профилем, позволяющим работать с низким давлением в шине и высокими деформациями при движении по подвижным грунтам.

ЗИЛ-167 получил мощное полноприводное шасси с колесной формулой 6х6 и равномерным расположением осей. Рама по большей части была заимствована от ЗИЛ-135. Чтобы рама и узлы при движении по глубокому снегу не создавали сопротивления движению, машина снизу обшивалась алюминиевым листом.

Две крайние оси были сделаны управляемыми, причем обе пары колес поворачивались в противоположную сторону и на равные углы, т.е. при движении по траектории все колеса двигались по одной колее. Использование идентичных мостов позволило сделать мосты одинаковыми по конструкции. Каждый управляемый мост имел свой гидравлический усилитель, оба усилителя управлялись общим распределителем. Передний и задний мост имел полностью независимую подвеску на поперечных рычагах, средние колеса подвески не имели и жестко крепились к раме с помощью приварных кронштейнов. Несмотря на жесткий центральный мост, ЗИЛ-167 отличался очень мягким ходом.

В качестве двигательной установки использовалась комбинация бензиновых двигателей ЗИЛ-375, которые были установлены в задней части автомобиля. Каждый двигатель приводил в движение один ряд колес: это позволило отказаться от использования дифференциалов. Однако, такое расположение моторов потребовало многократной доработки системы охлаждения.

Для обогрева салона были установлены отопители, включенные в жидкостную систему охлаждения двигателя, а также автономные отопители. В кузове машины размещалось до 14 человек. За 2 года испытаний машина прекрасно зарекомендовала себя в тяжелейших условиях и работала при температурах до −40 °C. Однако, в 1964 году было начато производство тяжелого вездехода ГТ-Т, и ЗИЛ-167 оказался не нужен.

Так эта уникальная машина и осталась экспериментальной моделью. Было выпущено лишь несколько экземпляров.

ЗИЛ-Э167
ЗИЛ-Э167
ЗИЛ-Э167