Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ЗиЛ. История завода. Довоенные годы

Изображение: 
АМО-3

Завод имени Лихачева – одно из немногих старейших автомобилестроительных предприятий СССР. Автомобили марки АМО, потом ЗИС, а еще позже ЗиЛ были надежными и выносливыми тружениками как сельского хозяйства так и войск Красной армии.

ЗиЛ был основан 20 июля 1916 года. В этот день генерал-майор Кривошеин, в Тюфелевой роще под Москвой заложил первый камень нового завода по строительству грузовых автомобилей. Главными спонсорами этого события были русские «бизнесмены» Степан и Сергей Рябушинские, а также владелец нескольких магазинов Александр Кузнецов. Уже через год, новый завод должен был давать стране 150 грузовых автомобилей, грузоподъемностью по 1,5 тонны. Но возникшие проблемы сорвали эти планы и первые автомобили стали собирать из закупленных в Италии комплектов запчастей.

Первым руководителем АМО стал Дмитрий Бондарев, талантливый руководитель, который до этого руководил Руссо-Балтийским вагоноремонтным заводом или Руссо-Балт. Основную часть инженеров и работников составили бывшие сотрудники Руссо-Балта.

Во время революции строительство заводы было почти остановлено, к середине 1918 года он был построен только на 95%. После революции завод был национализирован, якобы из-за разрыва договора предпринимателей с военным ведомством.

Но и остановка предприятия была не на руку новому правительству. Стране были жизненно необходимы грузовые автомобили и на недостроенном заводе был начат ремонт импортных грузовых автомобилей, в это же время на заводе занимались подготовкой к выпуску двигателей. Ремонтом завод занимался до 1923 года, в основном осуществлялся ремонт американских грузовиков "Уайт". С 1920 предприятие стало участвовать в программе «Русский танк», а в 1924 году заводу было поручено наладить производство собственных грузовых автомобилей и двигателей. В 1927 году АМО возглавил И.А. Лихачев.

"Уайт" хотели начать выпускать на заводе, но в результате было принято решение поставить на конвейер аналог итальянского Fiat-15 Ter. За 1918-1919 годы было собрано 1300 автомобилей. Но к производству собственных автомобилей завод не был готов.

Производство постепенно нарастало. Для ускорения разработки собственного грузовика в США была куплена лицензия на грузовик Autocar-5S, грузоподъемностью 2,5 тонны. В 10931 году запускается производство отечественных грузовых автомобилей АМО-3. С 1931 года был начат выпуск автобусов ЗиС-8, а с 1933 года было начато освоение новой модели ЗиС-5, с 1939 был начат выпуск легковых автомобилей ЗиС-101.

Началась война. Стремительно наступление немецких войск вынудило в срочном порядке организовать эвакуацию предприятий в глубь страны. Документация с ЗиС отправилась в Миасс, в Ульновск, Челябинск, где в последствии были основаны новые, крупные предприятия.

АМО-Ф-15
Autocar
ЗИС-101