Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ЗИС-5. Труженник фронтов

Изображение: 
ЗиС-5

Менее распространенным и более грузоподъемным грузовым тружеником военного времени стал автомобиль ЗИС-5. Он обладал большей грузоподъемностью, нежели ГАЗ-АА ровно в два раза, но обладал меньшей проворностью и распространенностью, нежели ГАЗ-АА/ММ.

История ЗИС-5 началась в 1933 году. ЗИС-5 по сути являлся модернизированным грузовым автомобилем АМО-3, который в свою очередь производился по лицензии из сборочных комплектов марки Autocar-SA. Autocar-SA в свою очередь представлял нечто, собранное из нескольких грузовиков разных марок и специально приготовленное для эксплуатации в Южной Америке.

В 1933 году была готова первая партия из 10 грузовых автомобилей ЗИС-5, после дорожных испытаний и настройки заводского оборудования было развернуто серийное производство, и к 1934 году ежедневный выпуск автомобилей уже превысил 60 автомобилей.

Несмотря на свои заокеанские корни, ЗИС-5 представлял собой практический полностью отечественную разработку. Отечественная модель была намного проще, ремонтопригоднее, неприхотливее и выносливее. По сравнению с американской моделью была повышена проходимость, грузоподъемность, а для этого в свою очередь была повышена мощность двигателя с 60 до 73 л.с. Американский двигатель был не просто форсирован, но получил еще и ряд изменений в топливной системе, системе охлаждения, была усилена коробка передач, доработан карданный вал. Автомобиль был способен работать в любых условиях. Довольно мощный, тяговитый малооборотистый двигатель отлично справлялся с любым бездорожьем, а при дополнении задних колес цепями или грунтозацепами, становился фактически вездеходом.

К недостаткам конструкции ЗИС-5 можно отнести недостаточную жесткость рамы на кручение, но на самом деле в боевых условиях это было даже преимуществом: скручивающаяся рама увеличивала хода подвески колес и ЗИС-5 мог проходить через более глубокое бездорожье. С 1942 года, в условиях войны, ЗИС-5 начал выпускаться в упрощенной версии ЗИС-5В. На автомобиль устанавливалась одна фара, кабину стали делать из фанеры и вагонки, крылья гнулись из простого листового железа, кузов лишился откидных бортов.

ЗИС-5 можно считать первым отечественным автомобилем, который шел на экспорт: в 1934 году было продано 100 машин ЗИС-5 в Турцию. Также грузовики и автобусы ЗИС экспортировались в Румынию, Ирак, Иран, Литву, Латвию, Эстонию. На базе ЗИС-5 было выпущено огромное количество модификаций, в том числе ЗИС-42 с гусеничным приводом, и ЛЭТ – электромобиль на базе ЗИС-5. Всего было выпущено почти 600 000 единиц автомобилей ЗИС-5 и его модификаций.

ЗиС-5В
ЗиС-5В
ЗиС-42