Чебурашка + Suzuki RM = мотоцикл «Тула» | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Чебурашка + Suzuki RM = мотоцикл «Тула»

Изображение: 
Мотоцикл ТМЗ-5.951 «Тула»

В то время, пока инженеры Тульского машиностроительного завода разрабатывали свою «мотомашину», получившую прозвище «Чебурашка», за пределами СССР в 70-е годы стали временем нового мотоциклетного бума. В странах с устоявшейся мотокультурой данный вид транспортного средства перестал быть основным средством передвижения – его сменил автомобиль, тогда как мотоцикл стал спортивным снарядом, способом самоутверждения и средством активного отдыха. На них пересели многие, с двумя колесами доселе незнакомые. Производители отреагировали на это, выбросив на рынок модели с маломощными двигателями, ориентированные именно на людей без особого опыта езды. Одним из таких мотоциклов был Suzuki RM, который выпускался с тремя разными двигателями и характерной особенностью – широкопрофильными шинами.

В сочетании с малым весом и низким центром тяжести это позволяло ездить не там, где можно, а там, где хочется. Как только появилась возможность, тульские инженеры немедленно закупили Suzuki с ознакомительной целью. Небольшой мотоцикл демонстрировал прямо-таки чудеса проходимости. Следует отметить, что основной движущей силой работ по «Чебурашке» и проекта безымянного тогда мотоцикла на широкопрофильных шинах был конструктор Евгений Дмитриевич Власов – известный спортсмен и неоднократный участник ралли. Идею выпуска мотоцикла «пробили», как тогда говорили, в министерстве. Трем заводам – Ижевскому, Ковровскому и Тульскому – было дано задание: построить мотоцикл на широкопрофильных шинах. Опытная, постановочная партия пошла в производство на одном единственном освоенном типоразмере широкопрофильной шины 6.70-10. За неимением других вариантов ее ставили на переднее и заднее колесо нового мотоцикла. И тут у шин проявились две особенности: переднее колесо при поворотах на мокром асфальте имело склонность «подсекаться» – мотоцикл резко скользил в сторону и ложился на бок; а вторая особенность связана с песчаным рисунком протектора – на грязи канавки протектора быстро забивались и шины превращались в слики (гладкие, без канавок, тороидальные гоночные шины для асфальта).

На мотоцикле решено было использовать имеющийся мотороллерный двигатель, доработанный по месту. Привычную хромированную сигару глушителя сменила выпускная система, состоящая из двух элементов. Благодаря принудительному охлаждению мотоцикл не перегревался даже при длительном движении на первой передаче. Но если преодолевать брод, крыльчатка вентилятора захватывала воду, и двигатель резко сбрасывал обороты. Чтобы этого избежать приходилось прикрывать решетку вентилятора ногой. А различный мусор растительного происхождения, попадая в крыльчатку, издавал душераздирающие звуки.

Первая партия мотоциклов вызвала необыкновенный восторг потребителей. Хотя партия была постановочной – мотоциклы комплектовались тем, что было под рукой.
Тулы выпускались с круглой фарой, унифицированной со всей остальной отечественной мототехникой – от «Минска» до «Урала». А заодно и с грузовиками, автобусами, ижевскими «Москвичами», «Нивами» и «Запорожцами», хотя дизайн-проект предусматривал прямоугольную фару, как на «Москвиче» 2140. Которая, кстати, очень шла к прямоугольно-рубленой внешности «Тулы».

Начав выпуск «Тулы», к ней тоже сделали двухколесный модуль по аналогии с мотороллером, потому что о существовании популярных трехколесных мотовездеходов на заводе знали. В продажу пошли двухколесные мотоциклы, отдельно – модули, мотоциклы в комплекте с модулем и, наконец, трехколесники, собранные сразу на заводе.

Suzuki RM250
Мотоциклы «Тула»
Трехколёсный мотоцикл «Тула»