Ford GT40. Построенный с целью проучить Энцо Феррари | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Ford GT40. Построенный с целью проучить Энцо Феррари

Изображение: 
Ford GT40 Le Man 1965

Ford GT или GT40 – один из самых известных американских гоночных автомобилей, который четыре раза подряд побеждал в гонке 24 часа Ле-Мана. Можно сказать, что это второй автомобиль, который появился из-за сложного характера Энцо Феррари как конкурент его автомобилей. Как известно, марка Lamborghini появилась по той же причине. Обозначение GT40 появилось из-за высоты болида в 40 дюймов или 1029 мм.

История автомобиля началась еще в начале 60-х. В это время мировое автомобилестроение испытывало самый прогрессивный рост, а главной рекламой стали различные гонки, а особенного – гонки на выносливость 24 часа Ле-Мана. Президенту компании Ford Генри Форду II очень хотелось, чтобы форд успешно выступал именно в этих соревнованиях.

Как раз в это время итальянская марка Ferrari переживала не лучшие времена и Энцо Феррари планировал продать часть своих производственных активов. Ford не мог пропустить такую хорошую возможность доступа к гоночным технологиям. Ford проявил инициативу и заключил договор с Ferrari, потратил несколько миллионов долларов на оформление и ревизию. Но в конце концов Энцо разорвал договор в одностороннем порядке, узнав, что договор с Ford не дает права выхода на американские гоночные арены. Генри Форд оказался в минусе, и будучи невероятно разгневанным, выдал указание своему гоночному отделению найти гоночного партнера, с помощью которого можно было бы построить мощного конкурента Ferrari.

Партнеров решили искать в Великобритании. На тот момент Британцы очень хорошо разбирались в гонках, и Ford решила остановиться на командах Lotus, Lola и Cooper. Позже выяснилось, что Cooper не имеет большого опыта в серьезных соревнованиях и от работы с ним пришлось отказаться. В Lotus имели свой взгляд на эту сделку и активно тянули одеяло на себя. Они хотели чтобы построенный болид назывался Lotus, да еще и очень больших денег за это потребовали, и, разумеется, получили отказ. Остановились на Lola, тем более Lola уже использовала моторы V8 в своих болидах, а значит, имела опыт работы с ними. Между Lola и Ford был заключен договор на год.

Для постройки гоночных автомобилей были куплена пара шасси Lola Mk6. К работе был также привлечен бывший менеджер Aston Martin Джон Уайер. Также был привлечен конструктор Рой Ланн, который строил для Ford среднемоторный концепт. Фактически, он был единственным в команде, кто что-то понимал в проектировании среднемоторных автомобилей.

Первый прототип Ford GT был построен 16 марта 1963 года. 1 апреля он был показан в Англии, немногим позже он был представлен в Нью-Йорке. Автомобиль получил 4,2-литровый двигатель Ford Fairlane и ведущий мост Colotti. Такое же сочетание использовалось в болиде Lola GЕ и Lotus 29. Первой гонкой для Ford GT стали «1000 км Нюрнбургринга». Вскоре после старта автомобиль сошел с дистанции из-за поломки подвески, однако, шансы на победу Ford GT были большие, часть гонки он уверенно лидировал. Спустя три недели Ford GT был выставлен для участия в Ле-Ман, но все три автомобиля до финиша не дошли по техническим причинам. В самом начале 1965 года Ford GT под управлением Кена Майлза и Ллойда Раби завоевывает первую победу в 2000 км в Дайтоне.

Полученный опыт 1964 и 1965 годов позволил доработать автомобиль и Ле-Ман 1965 года стал триумфальным для GT. Два Ford GT были абсолютными лидерами в гонке, но внутри команды возникла спорная ситуация. Победить в Ле-Ман мог только один автомобиль и экипаж. Дать двум Ford GT гоняться между собой несло риск потерять оба болида и победу. Если продиктовать пилотам порядок финиширования, то «вторые» могут высказать протест против такого решения, а это лишние проблемы. Было решено финишировать бок о бок, чтобы победителя определил только фотофиниш, почти лотерея и никому не обидно. Но, прямо во время гонки руководство сообщило, что на финише будет учитываться расстояние до стартовой линии во время старта автомобилей, а значит GT Макларена/Амона, который отстоял от линии старта на 18 метров дальше, будет иметь преимущество по сравнению с болидом Халма/Майлза и финиш бок-о-бок смысла не имеет. Еще одним фактором послужили спорные отношения с Кеном Майлзом. Когда пилотов посвятили в проблему финиширования, Майлз разозлился на эти «интриги» и перед самым финишем остановил свой болид, пропустив вперед Ford GT Макларена/Амона, отдав им безоговорочную победу.

Это была первая победа в Ле-Ман Ford GT. Через два месяца она была омрачена гибелью на испытаниях Кена Майлза. Таким образом, перед своей гибелью, Майлз отдал титул чемпиона Ле-Ман 1965 года своим коллегам по команде.

Кстати, Майлз погиб на испытаниях нового прототипа “J-car” – экспериментального прототипа, с алюминиевой ячеистой несущей конструкцией и особым дизайном кузова, на котором прорабатывалась аэродинамика гоночных прототипов. Считается, что одной из причин гибели гонщика стала неудачная аэродинамика J-car. После этого фатального случая конструкция была изменена и появился прототип Mk IV с новым корпусом. Этот автомобиль победил в Ле-Ман в 1967 году, но после этой гонки, из-за очень больших скоростей на трассе, требования к группе 6, в которой участвовал GT были ужесточены, к участию допускались только прототипы с двигателями до 3,0-литра. Количество выпущенных GT позволило продолжить участие в Ле-Ман с двигателем 4,7 в группе 4 (для участия в этой группе нужно было иметь не менее 25 готовых автомобилей). Так Ford GT победил в Ле-Ман в 1968. Ferrari из-за финансовых сложностей в 1968 году в Ле-Ман не участвовала. В Ford предприняли попытку вернуться в группу 6 с 3,0-литровым двигателем P68, но двигатель оказался абсолютно провальным. Победить в 1969 году Ford GT удалось только благодаря опытности пилотов, моральному устареванию модели Porsche 908 и сырости нового прототипа Porsche 917. В 1970 году GT окончательно устарел и уступил место новому фавориту Porsche 917.

Кстати, интересный факт. Именно с победы Ford GT 1967 года пошла традиция обливаться шампанским. Дэн Гарни после финиша своего Ford GT залез на капот болида, который вел Джосеф Фойт, и ему на ходу вручили огромную бутылку шампанского, которая от беготни и тряски потом выстрелила и Дэн облил всех окружающих пеной из бутылки. Так началась традиция, которая присутствует почти на всех гоночных пьедесталах.

Ford GT40 Le Man 1965
Ford GT40 Le Man 1965
Двигатель Ford GT
Дэн Гарни и Джозеф Фойт на финише "24 часа Ле-Мана" 1967 года
Дэн Гарни  на финише "24 часа Ле-Мана" 1967 года