Граунд-эффект в Формуле 1. Годы безумия | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Граунд-эффект в Формуле 1. Годы безумия

Изображение: 
Пылесос Brabham BT46B

Lotus открыл «ящик Пандоры», начав использовать граунд-эффект в полной мере. Притяжение автомобиля к дорожному полотну стало идеей фикс для многих гоночных команд, но были команды, которые решили добиваться граунд-эффекта иначе. Речь идет о небольшой, но невероятно смелой команде Brabham и их легендарном автомобиле-вентиляторе BT46B, спроектированным Гордоном Мюрреем.

Brabham BT46B стал попыткой бросить вызов успеху Lotus 79 с их граунд-эффектом, однако, добиться этого эффекта конструкторы Brabham решили иным способом. Конструкция болида и используемые двигатели и короткая, но широкая база не позволяли использовать прижимную силу так, как это было сделано в Lotus. Тогда конструкторы поставили большой вентилятор в задней части автомобиля, с непосредственным приводом от двигателя. Чем выше была частота вращения двигателя, тем быстрее вращался вентилятор. Brabham BT46B как и Lotus был оснащен боковыми юбками, для увеличения эффекта.

Интересен тот факт, что когда этот болид строился, правилами были запрещены какие либо аэродинамические движители на болидах Формулы 1. Тогда вентилятор, выкачивающий воздух из под днища, совместили с системой охлаждения, и часть воздуха стали прогонять через радиаторы. Это сделало эту конструкцию вполне законной. Однако, этот удивительный автомобиль по инициативе Берни Экклстоуна, владельца Brabham, был не допущен к соревнованиям из-за возможных конфликтов с другими командами. Немного позже федерация автоспорта признала Brabham BT46B «летательным транспортным средством» и запретила его участие в автомобильных соревнованиях навсегда.

Тем не менее, аэродинамические эффекты начали захватывать мир королевских гонок. Только результаты 1979 года показали, что среднее время на трассах сократилось на 6 секунд, по сравнению с предыдущим годом. FIA решила уровнять шансы команд, введя правило, что днища болидов должны быть плоскими и иметь строго определенную высоту от поверхности дороги. Гордон Мюррей решил пойти и против этого правила, оснастив Brabham BT49 системой, уменьшающей клиренс при движении на трассе.

Brabham BT49 был абсолютно законным и правильным на пит-стопах, становился незаконным на трассе. Эта загадка сохранялась вплоть до 1981года, пока инженеры других команд не поняли хитрости. Запрет боковых юбок уже становился бесполезным и в 1981 году устройства для увеличения граунд-эффекта были сделаны законными. Но это допущение было подобно взрыву.

Разрешение любых аэродинамических устройств и модернизаций выпало на время пика развития турбокомпрессорных двигателей в Формуле 1. Ограниченная управляемость и недостаточная прижимная сила на прямых – это единственное, что сдерживало турбокомпрессорные болиды. Но ограничения были сняты, гонки превратились в безумие. Гонщики подошли к пределам возможностей человеческого организма, их физические нагрузки стали приближаться к нагрузкам космонавтов, а во многом даже стали превышать их. Несчастные случаи стали происходить один за одним, Нельсон Пике потерял сознание, поднимаясь на подиум бразильского Гран При, из-за предельных в авариях стали гибнуть гонщики: Жиль Вильнев, Рене Арнкус, участились разрушения самих болидов от нагрузок, участились пожары, от огромных скоростей и граунд-эффекта стали разрываться шины. В конце 1983 года были вновь введены ограничения на устройства для граунд-эффекта.

Brabham BT46B
Brabham BT46B
 Brabham BT49
Авария Жиля Вильнева