История КрАЗ. От авиации, через мосты, комбайны - к автомобилям! | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

История КрАЗ. От авиации, через мосты, комбайны — к автомобилям!

Изображение: 
Краз-265

Важную роль в отечественном строительстве грузовых автомобилей сыграл кременчугский завод КрАЗ. История этого завода началась в 30-е, намного раньше, чем история МАЗ, а тем более КамАЗ.

В 30-е годы, рядом с городом Кременчуг, что находится в Полтавской области Украины, началось строительство завода для производства авиатехники и агрегатов. Но завод достроить не успели: началась война, и бомбардировки уничтожили построенные производственные мощности. После окончания войны стали принимать решение, что делать с оставшимися постройками. Авиационный профиль было решено сменить на более гражданский, на предприятии стали выпускать мостовые пролеты, для восстановления уничтоженных транспортных магистралей по всему союзу. 17 марта 1949 года был изготовлен первый мостовой пролет, длиной почти 44 метра.

За следующие 8 лет работы, заводом было выпущено 27 км мостовых пролетов разного назначения, которые в общей сумме весили 104 000 тонн. За 8 лет количество работников завода увеличилось с 400 человек до 2500. В сентябре 1951 был запущен главный корпус завода.

Постепенно дороги СССР были восстановлены, необходимость в производстве мостов отпала. Предприятию вновь было необходимо сменить направленность деятельности. В 1956 году завод в Кременчуге получил название «Кременчугский комбайновый завод», и на нем стала выпускаться различная сельскохозяйственная техника. Завод получился довольно мощным, ведь документация и оборудование на производство техники поступила сюда со всего союза.

В 1958 году профиль завода вновь сменился. В Кременчуг было принято решение перенести сборочные мощности Ярославского автомобильного завода, а завод в Ярославле перепрофилировался в моторный завод. С 1958 года «Кременчугский завод комбайнов» стал КрАЗом.

Через год были выпущены первые два большегрузных автомобиля, в основном из деталей, которые были перевезены из Ярославля. Первые два автомобиля собирались в ручную, на стендах, но еще через 10 месяцев начал работу сборочный конвейер. Сразу после запуска конвейера был начат выпуск автомобилей КрАЗ-219 «Днепр». Название «Днепр» не прижилось, и грузовики из Кременчуга стали называть просто КрАЗами.

Производство разрасталось. Уже в 1961 году КрАЗы стали уходить на экспорт, в Индию, Турцию, Китай, Болгарию, позже на Кубу. Во второй половине 1961 года появились КрАЗ-257 общего назначения, самосвал КрАЗ-256 и седельный тягач КрАЗ-258. С 1965 года начался выпуск модернизированного КрАЗ-257 с новым двигателем ЯМЗ-238. В почти неизменном варианте этот автомобиль выпускался до 1995 года, пока окончательно не устарел.

Следующее поколение грузовых автомобилей КрАЗ появилось в 1982 году с выходом модели КрАЗ-260. После распада СССР, КрАЗ, как и все автомобилестроительные предприятия страны стал переживать очень тяжелые времена. Но завод сравнительно быстро оправился: благодаря мощному потенциалу тяжелой грузовой техники, производство к 1992 году начало восстанавливаться. Благодаря сотрудничеству с западными фирмами, производящими дополнительное оборудование, на базе грузовиков КрАЗ стали производится различные модели кранов, самосвалов, мусоровозов, заправщиков, которые стали продаваться на иностранных рынках.

В настоящее время большую часть производимых на КрАЗе автомобилей составляют самосвалы КрАЗ-650, грузоподъемностью от 13 до 20 тонн. За все время существования завода было выпущено чуть меньше миллиона большегрузных автомобилей разного назначениями, которыми за все время было перевезено более 10 000 000 000 тонн грузов!

КрАЗ-255Б военный вариант
КрАЗ-255Б военный вариант
КрАЗ-6510