Мотоцикл Jawa 500сс OHV – первые шаги к успеху | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Мотоцикл Jawa 500сс OHV – первые шаги к успеху

Изображение: 
Jawa 500сс OHV

История завода по производству известных в СССР мотоциклов Jawa началась в 1929 году, когда чешский инженер Франтишек Янечек решил переоборудовать принадлежащий ему оружейный завод Zbroiowka на производство двуколёсных средств передвижения. Базовой моделью стал немецкий 500-кубовый мотоцикл Wanderer, для чего и был куплен патент у этой фирмы. От сюда собственно и вытекает название Jawa (Ява), где Ja — это сокращение от Янечек, а Wa — от Вандерера. Первый мотоцикл Jawa 500сс OHV, производства своего завода, Франтишек Янечек представил на Пражском автосалоне 23 октября 1929 года. Первая Ява отличалась от своего немецкого образца рядом деталей, в частности наиболее каплеобразным бензобаком. Кроме того, у него был четырёхтактный одноцилиндровый двигатель объёмом 498,7 см3 с полусферической камерой сгорания и мощностью 13 кВт (18 л.с.).

Двигатель с трехступенчатой коробкой передач, управляемой ручным рычагом, был закрепленный в двойной штампованной раме. У него был сухой картер и циркуляционная смазка под давлением. У передней вилки был короткий ход, и она была подрессорена листовой рессорой. Заднее колесо приводилось в движение валом с упругим соединением. Задний наружный ленточный тормоз тормозил непосредственно приводной вал. На первую Яву устанавливалось электрооборудование немецкой компании Bosсh. Благодаря мощному двигателю к мотоциклу часто прикрепляли коляску. Коляска была оснащена тормозом колеса, ножной рычаг которого находился рядом с рычагом тормоза мотоцикла. Водитель смог тормозить или оба колеса сразу, или только одно.

Одноместный вариант весил 175 кг, достигал максимальной скорости 95 км/час и расходовал 5 – 6 литров/ 100 км бензина. Кстати уже тогда мотоцикл был покрашен красной краской с желтыми украшающими линиями. Впоследствии именно эта комбинация стала характерной для всех Jawa. Скоро оказалось, что данная категория мотоциклов не была правильным выбором, прежде всего из-за высокой цены: в то время автомобиль «Аэро» с одноцилиндровым двигателем в базовом исполнении стоил столько же, сколько и Ява с коляской. Кроме того проявились конструкционные ошибки, прежде всего ломалась передняя вилка, поэтому у второй серии была передняя вилка переработана и рама собиралась из штампованных элементов. Последняя третья серия отличалась новым глушителем: на неё монтировался наконечник в форме «хвоста рыбы». Ходовые свойства улучшились благодаря новой четырехступенчатой коробке передач.

Однако экономический кризис тех лет ограничивал производство мотоциклов. Поэтому развернуть крупносерийное производство не удалось. Тем не менее, до 1931 года продалось 1 016 штук.

Из-за своего могучего вида этот мотоцикл получал различные прозвища, самое известное было «ворот».

Wanderer 500