Начало производства советского мотороллера «Тула» Т-200 | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Начало производства советского мотороллера «Тула» Т-200

Изображение: 
мотороллер "Тула" Т-200

Итак, при создании одного из первых советских мотороллеров был взят за основу немецкий Goggo-roller TА55. За его копирование и дальнейшее проектирование силового агрегата, коробки передач с электрооборудованием взялись инженеры Центрально-экспериментального конструкторского бюро (ЦЭКБ) мотоциклостроения из г. Серпухова. А непосредственно постройка кузовов, ходовой и сборка мотоцикла стала прерогативой тульских мастеров. Ради экономии времени и приобретения необходимого практического опыта в создании подобных машин, решили воспроизвести прототип, поэтому с предоставленной модели снимали как можно более точные чертежи. Однако этот процесс шел негладко, поскольку форму кузова предпочли сделать поизящней. Напрашивались и другие отклонения от оригинала. Так, двигателисты ЦЭКБ заменили фирменный карбюратор на отечественный К-28Г. Весовые расчеты показывали, что в норму 125 кг не удастся уложиться, и сухая масса проектируемой машины превысит 150 кг. Это привело к отказу от колес 4,00-8 дюймов в пользу несколько больших — 4,00-10 дюймов, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение переднего крыла, которое, кстати, украсили эмблемой завода и тонкой хромированной накладкой.

Но к концу 1956 года из запланированных двух с половиной тысяч экземпляров не удалось собрать даже пять опытных единиц. Виной тому были сбои в поставках комплектующих: заводы-смежники, которым указом сверху навязали производство тех или иных запчастей, попросту не успевали. Так или иначе, все утряслось, и производство началось. Первые мотороллеры ТМЗ «Тула» Т-200 появились в 1957 году. Опытную партию из пяти штук изготовили в январе, а конвейер заработал уже в апреле. 27 числа того же года сошел официально первый Т-200 ярко синего цвета. В течение последующих месяцев 57-го вместо плановых 30 000 мотороллеров было выпущено всего 992. Правда, в дополнение к этому скромному количеству освоили еще без одного сотню трехколесных мотороллера ТГ-200 (что означало «Тула Грузовой»). Он, кстати, со временем почти вытеснил основную пассажирскую модель. Динамика роста производства выглядела следующим образом. В 1958 году завод собрал 14 315 экземпляров Т-200 и 1027 моделей ТГ-200. С 1959 года началось по-настоящему стабильное массовое производство «Тул». За двенадцать лет производства всего было изготовлено более 280 тысяч Т-200 и ее разновидностей.

Заводской индекс Т-200, как нетрудно догадаться, указывает на объем двигателя — точно такой же, как у прототипа. Только у Goggo-roller TA55 мощность силового агрегата составляла 9,5 л.с., а у отечественного мотора только 8. От немца тульский мотороллер отличался также и массой. Он был на тринадцать килограмм тяжелее, но кузов длиннее на несколько сантиметров. Как уже говорилось, помимо обычных легковых мотороллеров туляки освоили и производство грузовых трехколесных ТГ, а также вариантов легковых мотороллеров с боковой коляской (заводской индекс — Т-200К).Кузов «коляски» был позаимствован у бокового прицепа «ИЖ-56», рама имела оригинальную конструкцию.

Рулевая колонка Т-200
Педальный узел Т-200
"Тула" Т-200
"Тула" ТГ-200
"Тула" Т-200К