Опыт эксплуатации вседорожного мотоцикла ТМЗ-5.951 «Тула» | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Опыт эксплуатации вседорожного мотоцикла ТМЗ-5.951 «Тула»

Изображение: 
ТМЗ-5.951 «Тула»

Первая партия из 100 мотоциклов ТМЗ-5.951 «Тула», ставшего первым советским мотоциклом с принудительным воздушным охлаждением двигателя, электростартером и широкопрофильными шинами, по цене 680 советских рублей попала в магазины тульского облспорткульторга в конце 1984 года, а массовое распространение пришлось на 1986-1988 года. Новинку быстро оценили не только сельские мотоциклисты, но и горожане, увлекающиеся рыбалкой, грибами, и просто поездками в непролазные для обычного дорожника дебри. Безусловно, по поведению на дороге «Тула» отличалась от обычного мотоцикла, обладая более «покладистым» характером. В первую очередь это объяснялось не самой высокой мощностью (12,5 л.с.) и массивным маховиком, роль которого играл династартер. Также ТМЗ-5.951 не годился для скоростной езды по трассе в силу своеобразия передаточных чисел: так, на третьей передаче мотоцикл развивал большую скорость, чем на четвертой. Да и вообще, 85 км/ч максимальной скорости — не бог весть что, даже в сравнении с «минсками» и «восходами».

Впрочем, «Тулу» создавали для другого, а именно — неспешного покорения советского бездорожья. Надо признать, что с данной задачей мотоцикл справлялся прекрасно, чему способствовали специальные «зубастые» колеса, довольно тяговитый двигатель и высоко расположенные крылья. Правда, по косогорам тульский внедорожник «не пулял» — сказывался бочкообразный профиль резины и большая масса (129 кг).

Стоит отметить, что недостатков у мотоцикла было немного, причем они вытекали из его конструктивных особенностей. В частности, применение династартера предъявило высокие требования к пусковым качествам аккумуляторных батарей, а малогабаритного аккумулятора с требуемым стартерным током в СССР просто не существовало. В итоге на ранних «тулах» стояла пара батарей 3МТР10, а на более поздних остался всего один, зафиксированный в отсеке деревянной чуркой, «заменявшей» вторую батарею. Очень часто сельские мотоциклисты заменяли штатную систему зажигания тракторным магнето — после такой варварской доработки мотоцикл уже не нуждался в АКБ, но заводился лишь с помощью кик-стартера, теряя одно из своих главных достоинств. Желая поднять мощность, многие владельцы заменяли штатный карбюратор К-62 деталью от старой «Явы».

В середине 90-х появилась новая модификация — ТМЗ-5.952-01 «Вепрь», оснащенная 16-дюймовыми колесами. Впрочем, после распада СССР дела у мотоциклетного отделения тульского машиностроительного завода пошли совсем плохо, и уже к концу 90-х завод фактически перестал выпускать мотоциклы, распродавая лишь скопившуюся на складах продукцию. В третьем же тысячелетии внедорожная «Тула» стала историей советско-российской мотопромышленности, уступив место новым и подержанным мотоциклам иностранного производства.

Стоит отметить, что за все время существования данного мотоцикла в КБ не прекращались попытки его модернизации, о чём говорят оставшиеся единичные экземпляры или просто снимки подобных прототипов.

ТМЗ-5.952 «Тула»
ТМЗ-5.952-01 «Вепрь»
Экспериментальный мотоцикл на базе «Тулы» - «Аллигатор»
Мелкосерийная (10 штук) «Тула-Лидер»
«Тула-Кросс»