Тюнинг автомобилей во времена СССР | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Тюнинг автомобилей во времена СССР

Изображение: 
ВАЗ 2101 с наклейками "SU"

В советское время покупка автомобиля была событием не менее значимым, чем свадьба или рождение ребенка. Это было связано с тем, что машина являлась в те времена показателем успеха, благополучия, а зачастую и небывалого везения. Стоит отметить, что в свободной продаже автомобилей не было, и даже если советским людям удавалось накопить денег на машину, то для её покупки нужно было ждать своей очереди, а потом – брать то, что давали. Учитывая то, что продукция советского автопрома выглядела весьма уныло, а приобрести иномарку могли себе позволить только люди, занимавшие особое положение в обществе, вполне объяснима страсть советских автолюбителей к повсеместному украшательству своих машин. Сейчас излюбленные приемы советского тюнинга кажутся смешными и нелепыми. Кратко перечислим наиболее распространённые элементы модернизации автомобилей тех времён автолюбителями.

Начнём пожалуй с украшения салона, при этом первое, что вспомнилось бросается в глаза, это оплетка на руль, которая встречается на каждом втором «жигуленке» тех времён. В основном он служил для утолщения рулевого колеса, что было актуально на «шестерках» с баранкой типа «куриная косточка». Встречалось несколько видов оплётки: меховая, сшитая из разрезанного шланга или сделанная из цветной проволоки. Самым запоминающимся элементом модернизированной автолюбителями машины, пожалуй, являлся набалдашник на ручку переключения передач, выполненный в виде стеклянной призмы с розочкой внутри. Также в салоне «тюнингованных» в советское время автомобилей можно было встретить сделанные из деревянных роликов массажные чехлы на сидения, которые служили помимо украшения передних сидений помогали затекшей спине. Для модернизации печки автомобиля использовали внутрисалонный вентилятор, в частности вентилятор «Воронежец» с реостатом, позволявшим плавно изменять скорость вращения шпинделя, особенно любят его водители грузовиков и пригородных автобусов. Иконы и календарики с голыми тетками на приборной панели не были взаимоисключающими вещами: иконки оберегали и защищали в пути, а голые тетки позволяли расслабиться. Из той же оперы советские постеры с изображением отечественных поп-звезд: пожалуй, без них не обошелся ни один автобус или грузовик. И самый доступный вид декора приборной панели – наклейки с бананов и мандаринов. Ещё неотъемлемыми атрибутами были: блокнот с ручкой а присоске под лобовое стекло; большое панорамное зеркало, устанавливавшееся поверх штатного; освежитель воздуха в виде короны, выполненной из пластмассы золотистого или серебряного цвета с вставкой другого цвета (обычно выбирался под цвет самого автомобиля) и имевшей на макушке полумесяц, открывавший вентиляционные щели, с красным шариком; компас, термометр и часы, обычно объединённые в один многофункциональный прибор на торпедо (ранее комбинацию этих приборов заменял датчик расхода топлива: после каждой заправки рачительный хозяин вручную устанавливал его показания). Щель между стеклом и уплотнителем также никогда не оставалась без внимания автолюбителей: туда было модно засовывать копейки, обесценивавшиеся после перестройки. Также стоит отметить такой способ сделать свой автомобиль уникальным как дополнительны стоп-сигнал. Причём в советское время радиолюбителям был доступен бегущий стоп-сигнал, который можно было спаять по схеме «Украсим елку своими руками», взятой из журнала «Юный техник». Ну а на задней полке под стеклом помимо динамиков гордо красовались подушки.

Что касается внешности модернизированного в советское время автомобиля, то и здесь можно отметить огромное количество популярных особенностей. Например, наклейки с буквами «SU» — такая наклейка выдавалась каждому, кто собирался выехать за границу, но, учитывая что таких счастливчиков были единицы, то наклейки были просто отражением желаний владельца и слепым следованием моде. Часто можно встретить на «тюнингованных
» авто той эпохи велосипедные катафоты, хвост-антистатик, брызговики (cреди владельцев Москвичей и Волг особо популярными были брызговики с трехлучевой звездой), светофильтр-наклейка на лобовое стекло, который ценен не столько своей функциональностью (в нашей южной стране спасает от палящего солнца), сколько в качестве носителя информации. Так скажем надпись «Euro Sport MOSKVICH Speed» напоминает старожилам о былой славе АЗЛК, когда скромный русский Москвич-408 показал маститым западным автомобилестроителям свой характер. Отдельно хотелось бы отметить жидкость в фарах отечественных автомобилей. Народная молва гласила, что тормозная жидкость, залитая в передние фары, поглощает влагу и тем самым предохраняет отражатель от ржавчины. Особой популярностью пользовалась ярко-красная жидкость БСК (для барабанных тормозов), антифриз придавал фарам синий цвет, а по бледно-желтой «Росе» (для тормозов дисковых) легко было вычислить «водителя-чайника». Отличительной чертой обладал ВАЗ-2106 благодаря характерной решётке на заднем стекле в виде чёрного пластикового. Ну и как же было обойтись без резиновой игрушке на фаркопе, которая якобы предохраняла его от ржавчины.

Оплётка руля из проволоки
Набалдашник ручки КПП с розочкой
Массажёр для спины
Ароматизатор в виде короны
Жидкость в фарах
Чёрная решётка-жалюзи
Игрушка на фаркопе