Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете
Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

УАЗ-450/452 "Буханка". Труженик села и "горячих точек"

Изображение: 
УАЗ 3741

Ни одно, даже самое продвинутое сельское хозяйство, ни одна сельская больница не может обойтись без автомобиля УАЗ-452легендарной «Буханки». В 2010 году этой легендарной модели исполнилось 45 лет. По сути, за это время у модели изменился только индекс и немного изменилась техническая часть. В остальном, полноприводная «буханка» производится в том же виде, что и почти полвека назад. УАЗ-452 используется в подавляющем большинстве сельских хозяйств и по своим характеристикам он не имеет аналогов как среди отечественных, так и среди импортных автомобилей. Будучи построенным для военных целей, автомобиль УАЗ-452 способен везти груз массой 800 кг в самых тяжелых условиях, двигаться по снежному покрову высотой 500 мм, пересекать вброд водные переправы.

История фургона УАЗ-452 началась еще в 1955 году, когда инженерам Ульяновского автомобильного завода пришло задание построить легкий грузовой автомобиль на базе узлов ГАЗ-69 грузоподъемностью 800 кг. Первые образцы были подготовлены по военным срокам: уже через пару месяцев были готовы первые опытные образцы. Было подготовлено два варианта – грузовик с бортовой платформой и фургон с металлическим кузовом и двухстворчатой задней дверью. Для жесткости кузова, на крыше металлического фургона были наварены поперечные ребра. В результате опытный автомобиль стал напоминать батон. Отсюда и пошло народное название «буханка».

Опытные образцы были приняты к серийному производству и уже к 1958 году был налажен серийный выпуск будущего УАЗ-452. Всего на конвейер встало три модификации: грузовой вариант УАЗ-450Д, фургон УАЗ-450 и санитарный автомобиль УАЗ-450А, построенный на базе фургона. Все модификации имели постоянный привод на все колеса, оснащались двигателем ГАЗ-69, объемом 2,43 литра и мощностью 62 л.с. Основная коробка передач имела три передачи, раздаточная коробка была двухступенчатой. Двигатель располагался прямо под кабиной - УАЗ-450 стал первым отечественным автомобилем с подобной компоновкой.

В 1950-х начал расти спрос на развозные грузовые автомобили для доставки продуктов и почты в пределах городов. Для удовлетворения спроса была построена заднеприводная версия УАЗ-451 в вариантах фургон и бортовой грузовик. Также появились заднеприводные медицинские автомобили УАЗ-451А. Варианты фургонов получили боковые двери.

В 1965 произошла первая модернизация автомобиля УАЗ-450. Старый нижнеклапанный двигатель был заменен более современным верхнеклапанным двигателем от ГАЗ-21, мощностью 70 л.с. Коробка передач стала четырехскоростной, немного изменился внешний вид «морды». Первым автомобилем, который был реконструирован, стал полноприводный бортовой грузовик. Через год были модернизированы и остальные модели. В том же 1966 году появился десятиместный автобус УАЗ-452В. На обновленных автомобилях индекс 450 был заменен на 452.

«Буханки» стали набирать популярность, на базе шасси УАЗ-452 стали строится различные модификации под конкретные нужды. Например, в 1966 году Луцким машиностроительным заводом была выпущена модификация ЛуМЗ-946 – рефрижератор, грузоподъемностью 500 кг. Для армии разные предприятия строили штабные и армейские автомобили разных вариантов.

Помимо основных моделей буханок, существовало несколько «концептуальных» моделей, которые не пошли в серийное производство. В 1967 году был построен санитарный автомобиль оснащенный пневматической подвеской. Он имел очень высокую плавность хода, но оказался слишком сложен и дорог для серийного производства. В 1962 году было построено несколько единиц седельных тягачей УАЗ-752, но они также не пошли в серию.

В 1973 году был выпущен единственный трехосный шестнадцатиместный автобус УАЗ-452К, но также не пошел в серию. 18 февраля 1974 года с конвейера сошел миллионный УАЗ-452. 27 декабря 1976 года двигатель УМЗ-451М, устанавливаемый на УАЗ-452, получил государственный знак качества. В ноябре 1977 года этот же знак качества получил и весь автомобиль.

«Буханка» очень хорошо зарекомендовала себя во всех отраслях. Единственными недостатками были невысокий комфорт, высокий расход топлива, и опасность в случае аварии. Но в масштабах СССР эти проблемы были незначительными: проблем с бензином не было, при работе в сельской местности комфорт был второстепенен, а аварии, из-за малого числа автомобилей, происходили редко. Автомобиль был простым, но качественно сделанным и надежным. Большую часть ремонтных операций можно было произвести в любом гараже, доступными инструментами. Неприхотливость и надежность были хорошо восприняты в армии, более 40% производимых УАЗ-452 уходили на нужды вооруженных сил.

С 1960-х УАЗ-452 никак не модернизировался до 1989 года. В этом году его двигатель был модернизирован, мощность двигателя была увеличена до 90 л.с. Привод тормозов стал двухконтурным, были модернизированы мосты. По новой номенклатуре обозначение моделей изменилось на «четырехциферное». Грузовой вариант получил обозначение 3303, автобус 2206, санитарный автомобиль 3962, фургон получил обозначение 3741. В этом же году были сняты с производства заднеприводные версии, на конвейере остались только полноприводные варианты. В самом начале 1990-х спрос на автомобили УАЗ-3741 оставался высоким, но после появления «Газели» интерес к модели стал резко падать, но до определенного уровня. Для городов «Газели» были более приемлемыми, а на периферии спрос на «Буханки» был и остается высоким.

В начале 2000-х, после смены руководства на заводе УАЗ в «Буханке» перестали видеть перспективный автомобиль, работы по усовершенствованию конструкции прекратились. Тогда за улучшение этих автомобилей взялось множество сторонних небольших фирм. УАЗ-452 до сих пор пользуется большим спросом среди любителей охоты, рыбалки и среди работников сельского хозяйства. Альтернативы этому автомобилю просто нет.

На данный момент УАЗ «Буханка» еще находится на конвейере. В свободную продажу для гражданских лиц он поступил только 1 апреля 2011 года. По желанию покупателя за дополнительную плату на «Буханку» может устанавливаться антиблокировочная система тормозов, гидроусилитель и другие опции.

Первые экземпляры УАЗ-450
Первые экземпляры УАЗ-450
Санитарный УАЗ-450А
УАЗ-452 после "рестайлинга" 1965 года
УАЗ-451П
УАЗ-452К
УАЗ-752
УАЗ-3741 пересекает брод