Какой отечественный автомобиль больше всех ассоциируется с бандитами? Конечно, это «зубило» или «восьмерка». С позиции дизайна этот автомобиль стал переломным для отечественного автомобилестроения, помимо современного внешнего вида в новинку была и переднеприводная компоновка. Так что «восьмерку» можно считать настоящим камнем преткновения.
Шорох по поводу переднего привода в СССР начался еще в 60-е, но к серийному производству переднеприводных автомобилей в СССР смогли придти только в середине 80-х. Работы над ВАЗ-2108 «Самара-1» начались еще в середине 70-х. Конструкторы ВАЗ решили создать новое поколение автомобилей, и начать они решили с новой формы кузова.
Хэтчбек был особенно популярен в это время в Епропе, особенно среди французских автомобилестроителей. Продувки опытных образцов в отечественных лабораториях подтвердили ряд преимуществ такой формы кузова по сравнению с классическими седанами и универсалами. В ВАЗ-2108 было реализовано множество новых для отечественных автомобилей решений: складывающееся заднее сидение. Большая работа была проделана над безопасностью пассажиров при фронтальных и боковых ударов. Пожалуй, впервые, инженеры позаботились о безопасности пешеходов в случае столкновения. Часть передней части с фарами и решеткой радиатора были изготовлены из мягкого пластика, бамперы также были изготовлены из травмобезопасной пластмассы.