ЗиЛ-130. Самый современный отечественный грузовик для своего времени | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

ЗиЛ-130. Самый современный отечественный грузовик для своего времени

Изображение: 
ЗиЛ-130

В конце 50-х на заводе имени Лихачева стали задумываться над сменой базовой модели грузового автомобиля. ЗиС-150 и 151 стал окончательно устаревать, нужна была новая модель. Даже глубокая модернизация в виде модели ЗиС-164 не подходила в качестве новой базовой модели.

Проектирование ЗиЛ-130 было очень масштабным. На проектирование нового грузового автомобиля были брошены огромные силы. Для выпуска ЗиЛ-130 было изготовлено 3600 новых штампов, более 10 000 различных специальных приспособлений и инструментов. Для нового же автомобиля был выпущен и совершенно новый двигатель V8 ЗиЛ-130, который в свою очередь потребовал разработки новых смазочных материалов, разработки новых охлаждающих жидкостей. Для ЗиЛ-130 разрабатывались также новые сорта резины, пластиков, покрасочных материалов.

Конструкция ЗиЛ-130 на момент его выпуска в производство была самой современной в СССР. С этим автомобилем в грузовое автомобилестроение пришли гидравлические усилители руля, трехместная кабина, эффективная система омывания лобового стекла, косозубые шестерни постоянного зацепления в коробке, новые шарниры, предпусковой подогрев двигателя и многое другое.

Первые опытные образцы ЗиЛ-130 были готовы в 1962 году, через год был начат мелкосерийный выпуск. В 1964 году, 1 октября, после завершения полномасштабной реконструкции завода начался крупносерийный выпуск ЗиЛ-130.

Первые же серийные ЗиЛ-130 стали расходиться по всему союзу. Всем машина очень понравилась, за современный, красивый внешний вид, надежность, универсальность и практичность. Сразу после начала серийного выпуска автомобиль получил государственный знак качества. ЗиЛ-130 импортировался в более чем 40 стран мира, для экспорта, под заказ ЗиЛ-130 оснащали английским дизельным двигателем Parkins. Кстати, ЗиЛ-130 стал первым отечественным грузовым автомобилем, который стали окрашивать в «гражданские» цвета. До этого все автомобили окрашивали в хаки, для военного применения.

В 1972 году была проведена первая модернизация автомобилей ЗиЛ-130. В соответствии с новым государственным стандартом на установку светового оборудования, немного изменилась передняя облицовка, была увеличена грузоподъемность до 6 тонн. Обновленная модель получила обозначение ЗиЛ-130-76. В 1974 году, спустя 10 лет после начала крупносерийного выпуска был выпущен миллионный ЗиЛ-130.

Параллельно с ЗиЛ-130 выпускался двухосный ЗиЛ-131, выпуск которого в первую очередь предназначался для военных нужд. От ЗиЛ-130 он отличался упрощенным оперением, простыми гнутыми крыльями, простой решеткой радиатора. Производство ЗиЛ-131 также было закончено в 1994 году. За весь срок выпуска этот автомобиль практически не модернизировался.

Следующая модернизация была проведена в 1980 году, но автомобиль уже стал очень сильно устаревать и даже хитрые решения не могли изменить положения. Постепенно ЗиЛ-130 начал выводиться с конвейера. В 1992 году упрощенные варианты ЗиЛ-130 начали выпускать на Уральском автомоторном заводе, в 1994 году производство ЗиЛ-130 было закончено. Автомобиль находился на конвейере ровно 30 лет. Всего было выпущено 3 388 312 автомобилей ЗиЛ-130.

ЗиЛ-130
ЗиЛ-130
ЗиЛ-131